Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Х–†–Т–Ђ–Щ –Я–Ю–Ы–Х–Ґ –Т–Х–†–Ґ–Ю–Ы–Х–Ґ–Р ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Т–Ы¬ї. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ю–Ю–Ю ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Р–≠–†–Ю¬ї. 12.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

ј.’азбиев "Ѕез посадки" (Ёксперт, #15 (275) от 16 апрел€ 2001)
ѕубликуетс€ с разрешени€ «јќ "∆урнал Ёксперт"
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

Ѕ≈« ѕќ—јƒ »


јлексей ’азбиев


ѕо мнению главы концерна Boeing ‘илипа  ондита, в ближайшие годы ведущие позиции на рынке займут высокоскоростные самолеты, без остановки преодолевающие большие рассто€ни€

¬ прошлую п€тницу нашу страну посетил председатель совета директоров и главный исполнительный директор корпорации Boeing ‘илип  ондит.  рупнейший американский авиастроительный концерн в прошлом году столкнулс€ с серьезными трудност€ми.  урс акций компании на Ќью-…оркской фондовой бирже из-за забастовки персонала упал почти на треть, а по объему полученных новых заказов концерн уступил лидерство своему европейскому конкуренту Airbus. ћногие эксперты даже заговорили о том, что всю аэрокосмическую отрасль —Ўј поразил системный кризис. Ќо ‘илип  ондит так не считает. ¬ эксклюзивном интервью "Ёксперту" глава Boeing поделилс€ своими соображени€ми по поводу развити€ аэрокосмической индустрии мира.

- ѕриехав в –оссию, вы провели переговоры с нашим премьером ћихаилом  ась€новым, спикером √осдумы √еннадием —елезневым и руководителем "–осавиакосмоса" ёрием  оптевым.  акова цель этих контактов?

- я встречалс€ с людьми, которые определ€ют основные направлени€ развити€ нашего сотрудничества. ћы достигли определенных соглашений. ќни охватывают целый круг вопросов, начина€ от бизнеса с авиакомпани€ми и заканчива€ кооперацией в области авиационной промышленности и космоса. ” нас очень много проектов, которые мы собираемс€ реализовать с –оссией.

- » что это за проекты?

- Ёто серьезные долгосрочные программы. Ќаиболее важные две. ѕерва€ - программа запуска спутников с платформы "ћорской старт", где мы выступаем вместе с российскими партнерами. » втора€ - ћеждународна€ космическа€ станци€ (ћ —), здесь участие русских специалистов тоже велико.  роме того, есть целый р€д проектов, которые мы реализуем в нашем московском офисе. Ќапример, у нас уже работают здесь двести русских инженеров, и еще с трем€ сотн€ми ученых из –оссии мы ведем работы в области гражданской авиации. Ёти специалисты проектируют отдельные детали и узлы дл€ новых гражданских самолетов нашей корпорации.

- ѕрезидент —Ўј ƒжордж Ѕуш-младший недавно за€вил о намерении резко сократить ассигновани€ из госбюджета на финансирование ћ —. ј рынок услуг по запуску спутников сейчас находитс€ в кризисе в св€зи с крахом множества амбициозных проектов организации мобильной спутниковой св€зи - Iridium, ICO Global и других.  ак это повли€ет на сотрудничество Boeing и российских аэрокосмических корпораций?

- ” мен€ нет никакого сомнени€ в том, что проект ћ — и дальше будет успешно реализовыватьс€. Ќо, к сожалению, и нам и вам теперь нужно серьезно поработать над уменьшением стоимости строительства международной станции. “еперь что касаетс€ бизнеса по запуску спутников. Ётот сегмент рынка сейчас находитс€ в том же состо€нии, что и до начала реализации этих крупных проектов. ¬ы правы, действительно был момент, когда многие эксперты были слишком оптимистично настроены и прогнозировали на этом рынке взрыв в св€зи с огромным, как им казалось, количеством ожидающихс€ запусков низкоорбитальных спутников, призванных обеспечить мобильную св€зь по всей планете. Ќо все изменилось. ќднако бизнес по запуску спутников на геостационарные орбиты по-прежнему остаетс€ стабильным. » здесь есть поле дл€ работы.

- ¬ прошлом году, когда ваша корпораци€ переживала определенные трудности, многие западные эксперты заговорили о системном кризисе в аэрокосмической промышленности —Ўј. «натоки отрасли, например —эм ћеталис и ”илл —тэкхауз, разгл€дели причину потр€сений в массовом исходе специалистов из этой сферы в другие. ѕо данным јссоциации аэрокосмической промышленности —Ўј, их число за последние дес€ть лет сократилось почти в полтора раза, с 1,4 миллиона человек в 1999 году до 0,8 миллиона в 1999-2000 годах. „то вы можете ответить своим оппонентам?

- ¬ы знаете, у каждой промышленности, в том числе и аэрокосмической, есть спады и взлеты. “огда действительно был спад. Ќо сейчас то, что происходит в нашей индустрии, мен€ радует как никогда, и € этим очень доволен. ѕоэтому сейчас не следует придавать большого значени€ тому, что говор€т эти эксперты.

- » тем не менее, почему же тогда —Ўј, и в частности ваша компани€, истратив полмиллиарда долларов, так и не смогли создать сверхзвуковой пассажирский самолет?

- ѕонимаете, на финальной стадии реализации этой программы стало €сно, что бизнеса здесь не получитс€. Ёто не техническа€ проблема. —амолет можно сделать, но он не принесет прибыли.

- Ќу хорошо, другой аргумент. ¬ы же не разрабатывали новых моделей после 1995 года, когда были созданы "три семерки". Ќезадолго до авиасалона в ‘арнборо топ-менеджеры Boeing говорили, что самолеты-супергиганты (типа модели A-380 на 555 пассажиров и более), которые планирует выпускать Airbus, большой попул€рностью пользоватьс€ не будут. ѕотом вы сказали, что будете создавать конкурента A-380 - Boeing-747X, и вот на дн€х за€вили о смене приоритетов и необходимости создани€ менее вместительного, но более скоростного самолета, способного летать со скоростью, близкой к скорости звука. „ем вызвана смена приоритетов?

- ћы всегда говорили, что не существует большого рынка дл€ самолетов-супергигантов типа A-380. » мы и Airbus очень серьезно исследовали этот рынок несколько лет назад. Ќо мы уже тогда понимали, что рынок таких воздушных судов недостаточно большой, чтобы обосновать строительство такого самолета. ћы продолжали исследовать рынок дл€ самолета меньшей вместимости, 747’, и вы€снили, что и этот рынок недостаточно велик.  роме того, в своих прогнозах мы всегда говорили, что на рынке будут востребованы самолеты, с высокой скоростью летающие по длинным маршрутам без посадки. » именно эти лайнеры займут ведущие позиции на рынке, а не те, которым необходима промежуточна€ посадка. ѕоэтому мы стали разрабатывать новую модель. ѕо моему мнению, шансы на то, что у этого самолета будет огромный рынок, очень велики. “ем не менее мы всегда смотрим на рыночную ситуацию с большой осторожностью, предварительные оценки не всегда бывают правильными. Ќо, думаю, нас ждет успех.

- ћногие руководители компаний, занимающихс€ экспресс-доставкой грузов, - DHL, FedEX, TNT и некоторые другие - считают, что предложение авиастроителей на рынке не совсем соответствует спросу. Ќапример, глава DHL –оберт  уйперс за€вил нам, что развитие его бизнеса в некоторой степени сдерживаетс€ отсутствием на рынке дешевого сверхзвукового самолета. ƒескать, потребитель, купив товар через »нтернет на другом континенте, вынужден целые сутки ждать его доставки.  огда же будет создан необходимый экспресс-перевозчикам лайнер?

- я посто€нно думаю о таком проекте. Ќо поймите, нельз€ изменить фундаментальные законы физики, не решив технические и экономические вопросы одновременно. ≈сли мы найдем способ построить дешевый сверхзвуковой самолет, мы точно его построим. Ќо сегодн€ мы не можем этого сделать - мешает аэродинамика.

- ѕочему Boeing не стал заниматьс€ производством региональных самолетов дл€ местных линий, отдав этот бизнес на откуп другим компани€м, в частности бразильской Embraer и канадской Bambardier?

- Ёто очень интересна€ сфера, и, кстати, € планирую обсуждать возможность организации такого бизнеса совместно с российской авиационной промышленностью. ¬полне возможно, что мы создадим такие самолеты вместе с вами.

-  акой вы видите структуру рынка мировой авиационной индустрии через дес€ть-п€тнадцать лет?  акое место займет –осси€ в международном разделении труда в этой сфере? Ќекоторые американские эксперты считают, что мы потер€ли свою конкурентоспособность...

- я твердо убежден, что российска€ авиационна€ промышленность в любом случае останетс€. —ейчас во всем мире происходит консолидаци€ авиапрома. ” нас в јмерике осталась только одна компани€, выпускающа€ гражданские самолеты, - Boeing. ≈сли же взгл€нуть на весь спектр самолетов, которые делаютс€ в —Ўј, то таких компаний всего две (втора€ - Lockheed Martin. - "Ёксперт"), хот€ раньше их было невообразимо много. “о же самое происходит в ≈вропе. я не удивлюсь, если така€ консолидаци€ пройдет и у вас и в результате останетс€ всего пара-тройка крупных компаний.

- ¬ –оссии така€ консолидаци€ уже идет полным ходом. ѕо решению правительства –оссии создаетс€ несколько авиационных холдингов на базе  Ѕ “уполева и »льюшина в гражданской авиации и —ухого и ћи√а - в военной.  ак по-вашему, насколько сильную конкуренцию на мировом рынке они состав€т вашей компании?

- Ёто зависит от российской промышленности. ¬ нашем бизнесе все определ€етс€ возможност€ми компании и талантом людей. ” вас в –оссии есть очень талантливые и способные люди. “олько врем€ покажет, что вы сможете сделать.

- Ќу кое-что уже смогли. Ќапример, ј¬ѕ  "—ухой" создал прототип истребител€ п€того поколени€ —-37 "Ѕеркут", который станет конкурентом вашей разработки JSF.  стати, как вы оцениваете конкурентоспособность этих двух самолетов?

- —ейчас мне трудно что-либо сказать. ¬ основах обоих проектов лежит разна€ философи€. JSF построен на идее универсальности. “о есть он может использоватьс€ дл€ выполнени€ различных задач. ќсновна€ цель, котора€ была поставлена нашими власт€ми перед корпорацией, - создать недорогой самолет (стоимостью до 35 миллионов долларов против 70-100 миллионов, которые стоит F-22 Raptor). “олько после того, как обе программы будут закончены и мы увидим реальные результаты, € смогу окончательно ответить на ваш вопрос.

-  огда на вооружение армии —Ўј поступит истребитель п€того поколени€ JSF?

-  огда наше правительство объ€вл€ло тендер между нами и Lockheed Martin, котора€ параллельно создает аналогичный самолет, оно называло срок ввода в эксплуатацию - 2008 год.

- я знаю, что сейчас вы ведете р€д секретных разработок так называемого самолета будущего. Ётот лайнер будет способен подниматьс€ в воздух с обычного аэропорта, выходить в космос и затем приземл€тьс€ в таком же обычном аэропорту.  огда и при каких услови€х будет создан такой лайнер?

- “акой самолет потребует новых, очень интересных технологий. Ќо, к сожалению, с точки зрени€ бизнеса это не будет оправданно, по крайней мере в ближайшее врем€. ¬ сегодн€шних ценах на такой проект потребуетс€ от тридцати до сорока миллиардов долларов, и, по моей грубой оценке, подобный самолет будет создан не раньше чем через дес€ть лет.


»нтервью вз€л јлексей ’азбиев





реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты