На главную
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Е.Л.Залесская, Г.А.Черемухин "ИНЖЕНЕР БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ"
Версия для печати Версия для печати

  • К ЧИТАТЕЛЮ
  • ОТ АВТОРОВ
  • ВЫДАЮЩИЙСЯ ИНЖЕНЕР
  • ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК (новый вариант главы, публикуется впервые)
  • ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК ("книжный вариант")
  • В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ ЦАГОВЦЕВ
  • КОНСТРУКТОР И СТРОИТЕЛЬ
  • КОНСТРУКТОР И ИСПЫТАТЕЛЬ
  • 20 ЛЕТ В ОКБ ТУПОЛЕВА
  • ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ. УЧИТЕЛЬ
  • ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ

  • КОНСТРУКТОР И СТРОИТЕЛЬ

    Одной из наиболее значительных работ Алексея Михайловича Черемухина заслуженно считается разработка конструкции и строительство большой аэродинамической трубы ЦАГИ Т-1 и Т-2, a также участие в создании комплекса труб Нового ЦАГИ Т-101, Т-102, Т-103, Т-104, Т-105 и Т-106.
    О трубе Т-I - Т-II, построенной Черемухиным в 1924-26 годах вряд ли вспоминали бы сегодня, как об одной из его значительных работ в авиационной промышленности, если бы это сооружение размером 60х15х15 метров, выполненное из дерева, и теперь не продолжало бы работать практически без капитального ремонта. Это была первая крупная, практически самостоятельная, творческая работа А.М.Черемухина, в которой во всем многообразии проявился его талант инженера-конструктора, расчетчика-прочниста, технолога.
    В 1957 г. для музея Н.Е.Жуковского, Алексей Михайлович написал подробную статью "Проектирование и постройка большой аэродинамической трубы ЦАГИ (1924-26 гг.)"о том, как создавалась эта, по тем временам самая большая в мире аэродинамическая труба строящегося тогда Московского ЦАГИ.
    Статья и сегодня представляет не только исторический, но и технический интерес, поскольку в ней излагаются оригинальные методы строительства крупногабаритных деревянных ферменных конструкций. В статье даны пути решения сложных технических проблем в условиях, когда, по словам Черемухина, " ... и материалы, и технологию пришлось увязывать с реальными возможностями того времени и со сжатыми сроками, данными на всю постройку".
    О "реальных возможностях" Черемухин писал: "В распоряжение строителя можно было получить: кирпич, умеренное количество бетона или железобетона и дерево. С металлами, их сортаментом и с листовыми материалами было значительно труднее".
    "Имевшиеся в 1924 г. в аэродинамической лаборатории МВТУ, базе ЦАГИ, аэродинамические трубы, - писал А.М.Черемухин, - не могли удовлетворить потребность растущей авиационной промышленности и решать те новые задачи, которые ставило развивающееся самолетостроение". Построенные в 1910-15 годах трубы лаборатории не обеспечивали возможности испытывать модели при числах Re, близких к натуре, и не давали нужного качества потока и точности измерений, необходимых для решения этих новых задач.
    Здание ТI - T-II
    Здание ТI - T-II
    В марте 1923 г. в аэродинамической лаборатории ЦАГИ была начата большая работа по ознакомлению с существующими типами труб и по выбору наиболее подходящих для наших условий типов новых аэродинамических труб. Участниками этой работы были: профессор Б.Н.Юрьев, инженеры К.А.Ушаков, Г.М.Мусинянц, К.К.Баулин, К.А.Бункин, Н.И.Ворогушин и автор статьи, читаем у Черемухина. Началась интенсивная работа по поиску схемы аэродинамической трубы.
    Желание построить лабораторию с наиболее широкими возможностями при значительном ограничении в средствах, материалах и электроэнергии привело к решению - сделать трубу с двумя рабочими частями: одну - диаметром три метра - для испытания моделей самолетов, другую - диаметром шесть метров - для испытания натурных частей самолетов (фюзеляжей, радиаторов, оперений), а также других движущихся средств (автомобилей, мотоциклов, поездов, всадников и т.п.). Однако возникла трудность обеспечения необходимой равномерности потока во второй рабочей части за диффузором.
    "Сначала решение не находилось, но потом оно пришло в голову, как-будто, К.А.Ушакову вместе с Г.М.Мусинянцем, - вспоминал Черемухин. Это решение состоит в том, "...что 1-й диффузор был выполнен из двух частей: первая его неподвижная часть, находящаяся непосредственно за 1-й рабочей частью, и вторая - подвижная часть, которая может двигаться вдоль трубы, телескопически перемещаясь снаружи 1-й неподвижной части и как бы открывая свободный вход воздуха во вторую цилиндрическую часть трубы", что обеспечивало приемлемую равномерность потока во второй рабочей части. Эта схема представлялась очень заманчивой. Теоретические соображения не давали оснований для больших сомнений в том, что эта схема будет удачной, но для большей надежности было решено построить прототип такой трубы в меньшем масштабе в аэродинамической лаборатории МВТУ и на ней проверить правильность как основной идеи, так и правильность подбора отдельных частей и формы (поверхности) всей установки. Осуществление этой трубы было проведено инженером К.А.Бункиным". Форма трубы в рабочих частях как внутри, так и снаружи была принята восьмиугольной, а не круглой. Это давало целый ряд конструктивных преимуществ и упрощений как при проектировании, так и при постройке, а по результатам проведенных испытаний моделей рабочих частей труб это не вносило никаких неприятностей или недостатков в характеристики. Поэтому окончательный проект большой трубы Т-1 и был представлен с трубой такой восьмиугольной формы". "Аэродинамический проект трубы Т-1, т.е. создание и расчет ее общих форм, размеров и силовой установки, был сделан К.К.Баулиным при непосредственном общем участии в создании принципиальной схемы К.А.Ушакова и Г.М.Мусинянца, а также Н.И.Ворогушина и Б.Н.Юрьева".
    В работе над проектом большой аэродинамической трубы принимал участие в той или иной степени весь коллектив ЭАО. Дружеские отношения, сложившиеся в коллективе, необходимость постоянного общения объединили и их семьи. Летом 1922-25 годов они вместе жили в одной из двух дач, которые снимали работники ЦАГИ в Краскове (Рязанская ж.д.). На даче жили Баулины, Ворогушины, Леймер, Мусинянц, Ушаковы, Черемухины, приезжали с ночевкой Бункин, Леснякова, Орлова, Юрьев и другие.
    У всех, кроме Баулина, были дети, и мамы по очереди "пасли" свой детский сад. Жили дружно - вместе ездили на работу, вместе ходили купаться на речку Пехорку, за грибами, на прогулки, вместе отмечали юбилейные даты... Алексей Михайлович и на отдыхе не оставался без работы: ремонтировал дачу, перекладывал развалившуюся печную трубу, сделал на дереве шалаш для детей, смастерил двенадцатиметровые качели и многое другое.
    Рядом с дачей были березовые вырубки, где на пнях росли бесчисленные опята. Черемухины собирали и мариновали только маленькие (шляпки до 6-8 мм, ножки оставляли 10-15 мм). Назывались они "заклепки" и долго были фирменным блюдом в их доме также, как два вида водки, подававшихся одновременно: оранжево-коричневой, настоянной на цветах зверобоя и изумрудно-зеленой, настоянной на молодых листьях черной смородины.
    Отдых вели активный: устраивали пикники с кострами, ходили по окрестностям, иногда на целый день, в том числе на Боровский курган, что на излучине Москвы реки вблизи от впадения в нее Пахры. Под курганом была каменоломня, откуда в Москву возили белый камень. В хорошую погоду с кургана были видны блестевшие купола московских церквей. В дальние походы наиболее часто ходили Баулин, Ушаковы, Черемухины... На лодках по Пехорке ходили все. Свой дружеский шарж на одну из таких прогулок, когда компания - Юрьев, Леймер, Лесникова, Орлова перевернулись, Черемухин назвал "общецаговский переворот".
    Ко времени работы над проектом и постройкой трубы относятся выполненные Черемухиным портреты и дружеские шаржи на некоторых участников этой работы.
    Пинципиальная схема трубы была рассмотрена на одном из заседаний коллегии ЦАГИ. "Схема была признана рациональной и была утверждена для дальнейшей конструктивной разработки и осуществления". На этом же заседании разработка конструктивного проекта и руководство постройкой трубы были поручены инженеру А.М.Черемухину. Это поручение было явным свидетельством признания успеха уже завершенных им в ЦАГИ работ по доводке самолета КОМТа и по самолету АК-1, в которых проявились способности Черемухина - конструктора и экспериментатора, умеющего доводить до конца порученное ему дело.
    Работа была начата с того, что Черемухин разработал технические требования к конструкции трубы. Основными из них были такие, как соблюдение правильной формы всех поверхностей трубы, достаточная прочность, достаточная устойчивость формы сооружения во времени, доступная (по тому времени) технология, удобный и быстрый монтаж. Затем Алексей Михайлович приступил к детальной разработке силовой схемы, конструкции узлов и деталей, технологии изготовления и сборки. Наиболее реальным представлялось в то время использование дерева в качестве основного строительного материала.
    Исследования различных вариантов возможных силовых конструкций привели Черемухина к решению, что поперечное сечение трубы надежно выдержат восьмиугольные фермы, опирающиеся непосредственно на фундамент. Принятая им конструкция трубы состояла из 23-х таких статически неопределимых ферм, устанавливаемых перпендикулярно к оси трубы с шагом 2 метра и соединенных между собой шпунтованными досками, по внутреннему и внешнему контуру покрытыми соответственно пяти- и трех миллиметровой фанерой.
    Такая форма с восьмиугольным внешним и внутренним контуром была "четкой по силовой структуре, а также достаточно простой по осуществлению". Преимущество восьмиугольного контура фермы состояло и в том, что "все размеры по ее осям легко подсчитывались аналитически: все элементы ферм легко размечались на заготовки. Расположение материалов брусьев в соответствии с принятой схемой обеспечивало практически абсолютную стойкость контура ферм и независимость его от усушки дерева". (Весь контур фермы в этой конструкции обеспечивается лишь размерами дерева вдоль волокон. Известно, что вдоль волокон дерево от усушки практически не изменяет своей длины). Таким образом, благодаря принятой силовой схеме была решена проблема устойчивости во времени столь сложного деревянного сооружения.
    В разработке проекта и выпуске чертежей, кроме А.М.Черемухина, участвовали его жена Нина Федоровна, инженер-строитель, и К.Н.Колмыков, чертежник - конструктор.
    Начав проектирование и ознакомившись с используемыми строительными нормами для расчетов, Черемухин убедился, что в этих нормах "давление от ветра применяют безотносительно к расчету сооружений на устойчивость в целом и расчету прочности покрытий и стен". Однако, поскольку на стены и перекрытия проектируемого здания действовали кроме внутренних нагрузок, определявшихся режимом работы трубы, и ветровые нагрузки, определение последних представлялось Черемухину особенно важным.
    Для изучения действительной картины распределения давления на поверхности здания Черемухин в 1924 г. провел исследования в аэродинамической трубе. В первую очередь испытывалась модель строившегося здания лаборатории "оригинальной конструкции с высокой башней". Большую помощь при изготовлении дренированной модели этого здания, как и других моделей, оказали С.Т.Астабатян и А.А.Энгибарян.
    Проведенные Черемухиным исследования показали, что "ветер не давит на крышу, как это представляли строительные нормы, а наоборот, стремиться ее поднять вверх, т.е. знак ветровой нагрузки противоположен тому, какой принимался при расчетах по нормам". Эти исследования были использованы Черемухиным при проектировании здания аэродинамической лаборатории.
    В 1927 году, когда лаборатория была уже построена, А.М.Черемухин вместе с инженером К.А.Бункиным провели систематические исследования, представлявшие большой интерес для всех строителей, по распределению давления на крыши зданий. Спустя год, результаты этой работы были опубликованы авторами в статье "Давление ветра на крыши и стены зданий". Позже работа послужила для Государственного института сооружений основным материалом при пересмотре "Норм по давлению ветра на сооружения". Ссылки на эту работу имеются в иностранной литературе (Annales d.Travaux Pub.d.Belgique t.XXXY p.106 1934 год).
    Как мы знаем, Черемухину до этого ни каких сооружений строить не приходилось. Как он пишет, большую помощь в решении общих строительных вопросов ему оказали строители ЦАГИ во главе с профессором А.В.Кузнецовым, человеком, имевшим громадный опыт в техническом строительстве, собравшим вокруг себя группу учеников, не боящихся новых форм и новых задач", в том числе архитекторов Фесенко и Гладкова.
    Не будучи профессиональным строителем, Алексей Михайлович предложил совершенно новый метод сборки ферм и трубы в целом. "Стандартность ферм, - писал Черемухин, - и возможность точно подсчитать все необходимые размеры элементов ферм между отдельными узлами позволили в отличие от обычной строительной практики заготовить элементы для этих ферм не на натурных бойках, как это обычно делалось, а на основании теоретически рассчитанных размеров".
    Эдисон с сыном,фрагмент модели трубы По мнению Черемухина, "теоретически такой способ никаких принципиальных затруднений не должен был дать, однако для того, чтобы его можно было применить, следовало произвести подсчет размеров без ошибок, а разметку и заготовку кольцевых канавок в элементах ферм надо было провести с высокой степенью точности, которая могла бы обеспечить сборку трижды статически неопределимых ферм, какими являлись фермы конструкции".
    Предложив принципиально новый метод постройки, Черемухин дал и целый ряд конструктивных и технологических решений, которые обеспечили в значительной мере успех строительства.
    Недавно в фонде А.М.Черемухина, хранящемся в музее Н.Е.Жуковского, была обнаружена ученическая тетрадь, в которой Алексей Михайлович, прежде чем написать цитируемую авторами статью, воспроизвел в набросках, эскизах все тонкости работы по постройке, в частности по технологии заготовки элементов конструкции, с помощью предложенных им тогда разметочной линейки и центрового кернера: "1. Подсчет теоретических осевых размеров (тригонометрические формулы, проверка, модель, обозначение элементов)
    2. Перенос размеров на разметочную линейку (показан типовой эскиз элемента - доски и таблицы, а также линейки с просверленными отверстиями).
    На строительстве трубы. Справа А.М.ЧеремухинДля разметки центров каждого элемента в нем с помощью кернера намечается след, а затем специально заточенным, в соответствии со следом, сверлом засверливаются отверстия". Использование линейки обеспечивало ту "высокую степень точности" при разметке, о которой писал Алексей Михайлович.
    "Принятый способ разметки, - вспоминал он, - оправдал себя полностью, так как сборка ферм прошла очень легко. Из полутора тысяч элементов случайно оказался испорченным только один..." Все геометрические расчеты элементов конструкции, - писал Черемухин, - включая вычисление размеров всех элементов основных деревянных восьмиугольных ферм, были проведены Н.Ф.Черемухиной. Ею был выполнен ряд чертежей конструкционных заготовок и для разметки зала. Она же неизменно помогала мужу в общении со строителями при проведении работ по разметке и сборке ферм и других работах. Часто на строительство брали и сына. Родителям некогда было смотреть за ним, и они нашли "выход" - привязывали его на постромке, оставляя возможность перемещаться в пределах отведенной ему безопасной зоны.
    Технология сборки ферм из заранее заготовленных элементов была в то время новым словом в строительной технике и близка к современной технологии машиностроения, когда изготовление деталей и сборка производятся по размерам рассчитанным по программе.
    В значительной степени успех строительства был обеспечен работой Черемухина по постройке модели трубы - предшествовавшей началу сборочных работ.
    Созданная ферменная конструкция держит нагрузку пятерых. А.М.Черемухин (в центре) вместе с рабочими"Для того, чтобы достаточно надежно осуществить принятую технологию сборки, - писал Черемухин, - нами была организована проверка проведенных расчетов и предложенной технологии на модели силовой конструкции трубы, которая была сделана автором проекта в масштабе 1:10. Все фермы этой модели были выполнены таким образом, как это предполагалось сделать на натурной конструкции". Один из участков этой модели изображен на фотографии. Роль нагрузки выполняет сын автор статьи - Георгий Черемухин. В семье эта фотография получила наименование "Эдисон с сыном".
    Успех сборочных работ был обеспечен и использованием всякого рода приспособлений, предложенных Черемухиным. Так, для монтажа и подъема ферм он спроектировал особый передвижной шпренгель - оригинальную многофункциональную конструкцию. Шпренгель являлся приспособлением, на котором поочередно производилась сборка всех ферм, а также осуществлялся их подъем и установка, при этом шпренгель служил и строительными лесами.
    Вспоминая о работах по постройке трубы А.К.Мартынов говорил: "...Началась эпопея сборки. Это было по истине чудесное зрелище. Посреди огромного пустого помещения высотой более 15 метров располагалась подставка ферменной конструкции (шпренгель), на которой в течение дня собиралась одна из ферм трубы. Собранную ферму вместе со шпренгелем поднимали и ставили на фундамент. На другой день Алексей Михайлович снова приглашал нас:
    -Сегодня поднимаем одиннадцатую.
    И так каждый день. Меньше, чем за месяц, все 23 фермы были установлены..."
    Исследования, проведенные Черемухиным, предложенные им конструктивные и технологические решения, обеспечили успех не только строительства трубы, - многие его предложения были использованы впоследствии при постройке других деревянных сооружений. Одной из таких работ была разработка конструкции узла соединения элементов ферм и технологии, обеспечивающей качественное выполнение всех соединений.
    "Так как принятая конструкция ферм предусматривает осевое пересечение всех элементов, - писал Черемухин, - конструкцию узла желательно было сделать такой, чтобы ось этого узла была материально осуществлена в виде какого-то цилиндрического элемента. Этим элементом, естественно, мог быть болт. Однако прочность болта в дереве очень мала и не могла обеспечить восприятие тех сравнительно больших усилий, которые возникали в данной конструкции.
    Наиболее удачным решением, которое можно было выбрать в то время для осуществления такой конструкции, была постановка концентрично с болтом (между каждой парой сопрягающихся элементов стержней ферм) металлической кольцевой шпонки". Такого рода шпонка была известна строителям как "кольцо Тухшерера".
    Потребное количество таких шпонок на все строительство составляло более пяти тысяч штук. Изготовление такого количества шпонок такой конструкции, как "кольцо Тухшерера", представлялось в то время достаточно сложным, тем более, что участники постройки были ограничены теми "сжатыми сроками", которые были им даны для завершения строительства.
    С целью упрощения технологии изготовления шпонки, а следовательно и ускорения ее производства, Черемухин предложил конструкцию шпонки более простую, без замка. Для изучения характера работы кольцевой шпонки в зависимости от направления элементов и действующих сил в ЦАГИ были проведены ряд экспериментов по исследованию прочности соединений с использованием разного типа шпонок. Проводил эти исследования Г.Г.Карлсен, сам применивший такие соединения в фермах перекрытий.
    Сравнительные исследования узлов крепления со шпонками разной конструкции показали, что работа шпонки, предложенной Черемухиным, практически не отличается от работы "кольца Тухшерера" и обеспечивает надежность соединения. Необходимым условием эффективной работы шпонки было - обеспечить ее плотную посадку в канавке элемента фермы.
    "Ввиду того, что необходимые для осуществления конструкции трубы кольца не встречаются в продаже, - писал Черемухин, - ЦАГИ пришлось озаботиться изготовлением их сначала в небольшом количестве для нужд опыта, а потом постановкой производства их в большом масштабе".
    Для решения этой задачи Черемухин предложил изготавливать кольца из рыночного полосового материала (достаточно стабильного по сечению) путем разрезки его на куски необходимой длины и загиба в кольцо.
    Предложив идею, Черемухин сконструировал и вместе с механиком А.Е.Голубевым построил сначала небольшую вальцовку, на которой были изготовлены кольца для опытных работ и для ферм здания Винто-моторной лаборатории. Затем была сконструирована более мощная вальцовка, на которой были изготовлены все кольцевые шпонки, использованные при сборке ферм трубы и перекрытий строившихся зданий ЦАГИ.
    Для изготовления точных кольцевых канавок под шпонки Черемухин предложил такое приспособление к сверлильному станку, которое обеспечило возможность изготовления канавок в деревянных элементах ферм с допусками порядка 0,1 мм. Кольцо при этом "садилось в канавку под легкими ударами деревянного молотка и не давало совершенно свободного хода, или, иначе говоря - люфта".
    В 1925 году была опубликована статья Черемухина "Производство шпоночных колец на постройке новых зданий ЦАГИ" (Труды ЦАГИ, вып.13) о том, как были выполнены узловые соединения деревянных ферм.
    Высоко оценивая работу, выполненную Черемухиным, профессор И.И.Сидорин, заведующий секцией испытания материалов ЦАГИ, в предисловии к этой статье писал: "Практическое выполнение шпонок при постройке было организовано инженером А.М.Черемухиным, сконструировавшим для этого несколько оригинальных станков. Мы печатаем работу инженера Черемухина в полной уверенности, что она будет полезна каждому строителю нашего времени".
    Действительно, работы, проведенные Черемухиным, были довольно скоро использованы. Н.Н.Корчемкин, работавший несколькими годами позже в Российско-Германской строительной компании вспоминал, что там широко использовали материалы по исследованию шпонок, опубликованные в трудах ЦАГИ и в строительных справочниках.
    По прошествии 30 лет А.М.Черемухин в своей статье вспоминал: "Постройка трубы велась следующим составом рабочих: бригада плотников в 12 человек с бригадиром Я.И.Морозовым и позднее С.Я.Трефиловым. Они выполняли все работы, начиная от изготовления заготовок элементов конструкции и кончая их монтажом. Слесарь К.Федотов изготовил все кольцевые шпонки, болты и выполнял прочие слесарные работы при постройке и монтаже трубы. Металлические фермы, а также металлические опоры под 1-ю рабочую часть были выполнены отдельной бригадой слесарей-монтажников, состоящей из четырех человек. Эта же бригада устанавливала вентилятор. Кладка фундаментов и покраска были выполнены строительными рабочими..."
    Труба строилась быстро, с начала постройки до ее пуска прошло около полутора лет. Труба и по сей день надежно работает. Вспоминая о своих исследованиях в трубе Т-1- Т-2 доктор технических наук Д.В.Халезов, спустя более полувека, очень точно без лишних слов сказал:
    -Сейчас нужно поражаться, как она была остроумно, просто здорово сделана.
    Оценивая творческую деятельность Алексея Михайловича по созданию трубы С.А. Чаплыгин писал: "Мне, как председателю строительной комиссии ..., хорошо известно, с каким талантом, энергией и добросовестностью проведена была Алексеем Михайловичем постройка большой аэродинамической трубы; проектирование и экспериментальное исследование моделей, предшествовавшие постройке, также проводимые под непосредственным руководством Черемухина. Он настолько овладел этим вопросом, что при возбуждавшихся предложениях о постройках новых труб как в ЦАГИ, так и в других учреждениях неизменно привлекался в качестве консультанта или конструктора при осуществлении проектов".
    Известно, что в марте 1928 года, когда шла работа по постройке вертолета, Черемухину по инициативе Б.Н.Юрьева была поручена конструктивная разработка еще одной аэродинамической трубы - трубы в Военно-Воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. В мае 1928 года предложенный им эскизный проект был одобрен на заседании комиссии по постройке трубы, а 1 апреля 1929 года был принят конструктивный проект, предложенный Черемухиным. И эта труба, построенная в 1930 г. также работает и в настоящее время.
    В 1933 году, когда Чаплыгин писал приведенную выше характеристику, он, конечно, уже представлял те грандиозные задачи, которые предстояло решать Алексею Михайловичу, - Генеральный план строительства нового ЦАГИ был утвержден в октябре 1933 г., а летом 1934 г. Черемухин вместе с А.Н.Туполевым, Н.М.Харламовым, А.И.Некрасовым уже выезжали на место будущего строительства, куда на баржах по Москве-реке начали свозить строительные материалы.
    Непосредственное участие Алексея Михайловича в строительстве Нового ЦАГИ, в первую очередь аэродинамических труб, началось, когда в декабре 1935 г. он был откомандирован в управление строительства Нового ЦАГИ, а 7 января 1936 г. приказом начальника ЦАГИ Н.М.Харламова был назначен "Главным инженером Бюро проектирования ЭАО с возложением на него ответственности за техническую сторону всех проектных работ по Раменскому". В это же время (январь 1936 г.) Главным инженером ГУАП был назначен А.Н.Туполев. Строительству Нового ЦАГИ он, главный инженер и главный конструктор ЦАГИ, придавал огромное значение. Таким образом, начался новый этап совместной работы Туполева и Черемухина.
    Проект, разработанный экспериментально-аэродинамическим отделом (ЭАО), предусматривал строительство шести новых труб: Т-101- для исследования натурных самолетов, Т-102 и Т-103- для исследований на моделях самолетов с размахом крыла порядка 1,5 метров; Т-104 - для исследования натурных воздушных винтов; Т-105 с вертикальным потоком для исследования проблем штопора и Т-106 с большой дозвуковой скоростью потока для изучения влияния сжимаемости и определения характеристик моделей на натурных скоростях полета самолета.
    Известно, что труба Т-102 была построена, как модель трубы Т-101. Не было ли в этом "руки Черемухина", бывшего идеологом модельного эксперимента?
    Развернулось строительство в 1935 г. Первым строили корпус труб Т-102 и Т-103. Вслед за ними Т-101 и Т-104. Размах строительства требовал постоянного присутствия Алексея Михайловича - надо было и жить поближе. Вот теперь только он вспомнил, что в 1932 г. ему был выделен участок для постройки дачи. Многие работники ЦАГИ к этому времени уже построили себе дачи, а участок, выделенный Черемухину, занял кто-то другой. После долгих сомнений (просить или не просить) и несмотря на сопротивление "правления", участок все-таки дали.
    Строительство, начатое весной, к осени 1936 г. было закончено. Руководителем этой стройки был отнюдь не Алексей Михайлович. Архитектором и прорабом строительства была Нина Федоровна Черемухина. Алексей Михайлович взял на себя роль "снабженца" по поиску и доставке материалов. От кирпича, предложенного ему со стройки ЦАГИ, он отказался, и дача строилась из бревен, которые были на складе кооператива.
    Нина Федоровна после утверждения ее проекта строительной комиссией кооператива была избрана членом этой комиссии. Предложенный Ниной Федоровной проект был выбран за основу при постройке большинства кооперативных дач, строившихся после 1936 года.
    Алексей Михайлович дневал и ночевал на строительстве Нового ЦАГИ. Можно сказать, что он осуществлял техническое руководство строительством от закладки фундамента до составления программ пробных пусков труб. Если здание и конструкция труб Т-102 и Т-103 для строителей были более или менее традиционными, то конструкция здания и трубы Т-101 выходили за рамки "обычного".
    Испытания Пе-2 в трубе Т-101
    Испытания Пе-2 в трубе Т-101
    Эта третья и самая большая в мире "натурная труба" должна была быть со всем своим контуром размещена внутри здания, в отличие от труб во Франции и США, работавших в значительно более благоприятных климатических условиях.
    Для уменьшения объема здания Черемухин предложил совместить стены обратных каналов со стенами здания. Чтобы обеспечить качество поверхности обратных каналов он предложил вынести основную часть силовых металлических конструкций за стены здания. Тогда это было новым для строителей. (Обычно металлические конструкции защищались стенами здания).
    В конце 60-тых начале 70-тых годов это решение получило широкое распространение в промышленном строительстве (например, центр Помпиду в Париже).
    В 1947 г. в рекомендации на представление Черемухина к званию "Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР" академик Б.Н.Юрьев, оценивая его роль в создании трубы Т-1 - Т-2 и других аэродинамических труб, писал: "Еще более крупной работой профессора Черемухина было руководство постройкой аэродинамических труб нового ЦАГИ (поселок Жуковский). Здесь были созданы еще более грандиозные сооружения, которые и до сих пор не уступают новейшим трубам за границей. Все здесь изготовлено из бетона и стали.
    Работу вели до десяти различных организаций. На А.М.Черемухине лежала вся координационная работа, составление технических заданий и разработка конструктивных эскизов этих, не имевших у нас прецедента, огромных инженерных сооружений. Им была проявлена весьма большая изобретательность при постройке этих труб. Эти трубы обслуживают все наши авиационные КБ".
    Первый пробный пуск Т-102 был осуществлен 18 июля 1936 г., а 18 августа 1937, после проведения пуско-наладочных работ и отработки методик испытаний, трубы Т-102 и Т-103 были сданы в эксплуатацию.
    В феврале 1937 года решением ВАК Черемухин был утвержден в звании "Действительный член ЦАГИ по специальности самолетостроение", и ему присвоена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации.
    7 июля 1937 года начальник ЦАГИ Н.М.Харламов утвердил согласованное с А.М Черемухиным задание на составление проекта здания корпуса скоростной трубы Т-106.
    В октябре 1937 года на ряде совещаний в ЦАГИ при участии А.М.Черемухина, К.К.Баулина, К.А.Ушакова, Г.Н.Абрамовича, Г.Х.Сабинина, Г.В.Миклашевского, С.А.Довжика, Б.Я.Кузнецова, С.С.Сопмана шли обсуждения проектов скоростной трубы Т-106: американского и цаговского.
    Как мы знаем, в осуществлении принятого проекта ЦАГИ ни Туполев, ни Черемухин участия не принимали. В октябре арестовали Андрея Николаевича, а в середине ноября Алексея Михайловича уволили из ЦАГИ, почти одновременно его освободили от работы в МАИ.
    Туполева взяли сразу, прямо из его рабочего кабинета в ГУАПе. В.М.Петлякова, жившего на одной площадке с Черемухиными взяли из дома.
    Алексею Михайловичу дали 1,5 месяца "свободы" - которые по существу были началом тюрьмы, так как, освобожденный от работы, он скрывал свою "свободу" даже от домашних, уходя каждый день из дома, как будто на работу. (А может быть, каждодневные уходы из дома были в надежде, что "возьмут" где-нибудь, чтобы "не тревожить домашних".)
    Испытание модели самолета (103У) в трубе Т-102.
    Испытание модели самолета (103У) в трубе Т-102.
    "Взяли", однако, дома, в ночь на 4 января 1938 года. В одной из анкет личного дела в графе "местожительство" Черемухин писал: "В Москве сам жил до 1938 года. Семья: жена и сын - до июля 1941 г". Сознательно или нет, но свое место жительства в годы 1938-1941 он не указывает. Эти без малого три года он "провел" в ЦКБ-29 НКВД. Впоследствии эпизод с увольнением как бы исчез из биографии - в анкетах даже нет указаний о перерыве в стаже работы, только в одной автобиографии личного дела сказано: арестован в 1938г.
    Как сложилась бы судьба Алексея Михайловича, если бы не арест? Ведь его сняли с работы, не дав завершить в полном объеме начатого дела по созданию труб Нового ЦАГИ. Какую бы работу ему поручили? Арестованному, ему не дали выбора, направив сначала на Лубянку, а потом в ЦКБ-29 НКВД.
    В годы, когда Черемухин был за решеткой, Трубы Нового ЦАГИ уже работали и в них испытывались модели самолетов, в создании которых в ЦКБ-29 непосредственное участие принимал Черемухин. В 1939-42 гг. в трубе Т-102 испытывались модели самолетов "100" - Пе-2 Петлякова, "102" Мясищева и "103" Туполева. Лишь после возращения из Омска в 1943 году Черемухин впервые увидел Т-101 и Т-104 в работе.
    В 1944 году он регулярно вместе с Туполевым участвовал в обсуждении результатов продувок натурного самолета Ту-2 в трубе Т-101. С 1945 года Алексей Михайлович участвует в обсуждении материалов испытания моделей ОКБ в трубе Т-106, введенной в эксплуатацию в 1943 г.
    Для экспериментального определения влияния упругих деформаций на распределение нагрузок в этой же трубе по заданию Черемухина испытывались модели на распределение давления по крылу, в том числе на моделях скоростных реактивных самолетов.
    В трубе Т-105 испытывались модели вертолетов. Хотя Черемухин уже не занимался ими, неоднократно М.Л.Миль, Н.И.Камов, А.Н.Журавченко и А.К.Мартынов привлекали его к обсуждению результатов испытаний в этой трубе.

    перейти к "КОНСТРУКТОР И ИСПЫТАТЕЛЬ" >>



    реклама:

    Участник TOP.SVAVIA.RU

    Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

    реклама:


      наверхнаверх
    Поиск по сайту:



    Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты