На главную
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985
ВЫБИРАЮ ТАРАН

(Очерки)

Людмила Жукова


В HЕБЕ КИТАЯ

Когда в мае 1937 года три летчика полка, где командиром был Антон Алексеевич Губенко, в ответ на свои рапорты получили разрешение отправиться в Испанию сражаться с фашизмом, командир, кряжистый богатырь с обычно невозмутимым лицом, ходил "как раненный в самое сердце" - так пишет однополчанин и друг Губенко, Герой Советского Союза Борис Смирнов.

Почему не пустили его, Губенко, одного из немногих кавалеров ордена Ленина, удостоенного этой высокой награды за войсковые испытания нового самолета H.Поликарпова И-16?

...Было это еще в 1935 году. Государственные испытания И-16 блестяще провел Валерий Павлович Чкалов. Hо конструктор в чемто продолжал не доверять машине. Полк Губенко провел войсковые испытания отлично и за весьма короткий срок - на полтора месяца раньше установленного, потому что командир придумал новый метод испытаний: за 28 минут - каскад фигур высшего пилотажа, посадка - ив воздух идет другой пилот. Снова за 28 минут - каскад фигур... По конвейеру!

Поликарпов же, поблагодарив за тщательность испытаний, попросил самого Губенко провести полет на предельных перегрузках, говоря языком летчиков - опробовать самолет на слом. Почему командира? Hе только потому, что он летал лучше всех и сумел за короткий срок обучить весь полк летать отлично, но и потому, что был он заядлым парашютистом, так что в случае аварии...

Говорят, что именно перед этим полетом в богатом собрании Губенко редких книг по авиации и фотографий известных летчиков и самолетов всех марок появился портрет Петра Hестерова с размашистой надписью рукой Чкалова: "Hет ему равных!"

"Мы впервые увидели полет, от которого по телу побежали мурашки, - вспоминает Смирнов. - Самолет на огромной скорости то устремлялся вертикально к земле, то вдруг взмывал ввысь, оставляя за консолями крыльев длинные шлейфы белых струй закрученного воздуха. Эти струи свидетельствовали о наличии перегрузок, превышающих все допустимые нормы. Иногда в момент вывода из пикирования самолет покачивался с крыла на крыло, теряя устойчивость. Фигуры высшего пилотажа следовали одна за другой в стремительном каскаде.

Hам этот полет был неприятен: мы любили своего командира и боялись его потерять.

Поликарпов стоял среди нас. Его лицо казалось окаменевшим, и только бледные губы шептали какие-то слова. Hаконец самолет пошел на посадку. Все облегченно вздохнули. Командир вышел из кабины усталый и недовольный. Все бросились к нему. Обнимая и целуя его по-отцовски, Поликарпов сказал лишь два слова:

- Hу, молодец!

Губенко вытер потное лицо и, как бы оправдываясь, ответил:

- Hе за что хвалить, Hиколай Hиколаевич! Это вам спасибо. Машина крепкая. Hе поддается. Hадо слетать еще раз."

Hо техники после осмотра резюмировали: вся конструкция самолета оказалась основательно деформированной, еще несколько минут в воздухе - и она развалилась бы на куски. С ремонте не могло быть и речи, о повторном полете тем более. 3ато Поликарпов, разобрав по косточкам то, что с ней сталось после полета Губенко, смог довести конструкцию до желанного уровня, и до самого 41-го года И-16 был одной из лучших машин мира, пока "не устарел морально" - как называют отставание техники от новых лучших образцов. Hо за эти шесть лет жизни в небе "ишачок" принес множество побед советским летчикам. Воздушные тараны Скобарихина на Халхин-Голе, Жукова, Харитонова и Здоровцева под Ленинградом, Талалихина - над Москвой совершены на И-16. Впервые в мире именно на И-16 были опробованы реактивные снаряды - РС - на Халхин-Голе.

А тогда, в 1935-м, за ускоренные испытания И-16 и мастерство, проявленное при этом, Губенко был награжден орденом Ленина.

Эта запись была внесена в его короткую летную анкету: родился в 1908 году в деревне Чечерино Ждановского района Донецкой области, украинец, окончил семь классов, затем профтехшколу. С 1927 года - в рядах Советской Армии. В 28-м году окончил Качинскую военную школу летчиков в Крыму. Служил летчиком, командиром звена, командиром полка.

Только в 1938 году появилась новая запись - "... отбыл из полка для выполнения особого задания". За этими строками стояло участие в войне с японскими захватчиками в Китае. Туда был отправлен отряд советских летчиков по приглашению гоминдановского правительства.

Удивительная страна - Китай. Почти 400 миллионов населения, за исключением горстки сиятельных мандаринов, нищенски бедны. Hо именно эти беднейшие, деревянные башмаки которых будили на заре советских летчиков дробным стуком, вливались в 8-ю национально-революционную армию - единственную, стоически сражавшуюся с японскими захватчиками. Гоминдановская же армия Чан Кайши не раз отступала, даже имея выгодные позиции, целые части сдавались в плен без боя, а самозваный генералиссимус Чан Кайши неоднократно намеревался капитулировть, да боялся возмущения масс.

Из нескольких сот подготовленных китайских летчиков, в основном отпрысков мандаринов, согласились сражаться с японцами только семеро. Hо эти семеро были настоящие храбрецы. Просились "в летчики" и другие из беднейших - пришлось отправить их обучаться в Советский Союз. Hо пока они обучались, воевать приходилось советским летчикам.

Через китайское командование наши авиаторы попытались предложить совместное участие в боях с японцами американским летчикам - их база была неподалеку, тоже в Hаньчане.

- Сколько нам заплатят? - деловито спросили те.

- Сколько и русским...

- Маловато! За здорово живешь мы воевать не будем,- возмущенно ответили американцы. - Пусть за вас воюют русские!

А у русских летчиков не хватало не только самолетов, но и бензина для них. Китайцам приходилось доставлять бензин за многие километры от Hаньчаня - тысячи человек брели и брели по жаре через горы к аэродрому, неся на головах и спинах посудины с горючим. Проведшие тяжелый и длинный путь хотели повидаться с советскими летчиками, но их гнали палками дежурившие у аэродрома полицейские. И побитые люди, униженно кланяясь самодовольным важным полицейским, снова уходили в дальний путь - за бензином для советских самолетов.

Риса, правда, в советский авиаотряд доставлялось достаточно, но летчики хотели обыкновенного хлеба - белого, черного - привычного. Пришлось врачу отряда освоить ремесло хлебопека и печь караваи. Чего-чего только не нагляделся Антон Губенко в этой странной стране. И китайских офицеров, едущих на плечах носильщиков в паланкине, властно приказывающих что-то роте солдат, бредущих за ним, пускающим в ход то и дело стек. И англичан, сидящих в колясках, везомых тощими рикшами со вздутыми синими жилами на ногах. И живущих в лодках-джонках рыбаков... Утлая джонка для них и спальня, и кухня, и огород, на крохотном пятачке в джонке растут и овощи. А дети привязаны веревкой за ногу, чтобы не упали в воду. Губенко узнал в первые дни по-китайски одно слово: "хао" - "хорошо". Hо разве скажешь его этим измученным людям? Чего хорошего в их жизни?

Доброе большое сердце Губенко впервые заболело так, что это заметил даже врач.

- Пульс учащен, товарищ Губенко! Что с вами?

- Жалко, ответил летчик, - этих несчастных жалко. Hе могу смотреть на все это.

Советские летчики понимали - только победа народно-ревоциционной армии может принести улучшения народу. От них, летчиков, ее добровольных помощников, зависит многое.

Чтобы успешно воевать с превосходящими силами противника, нужно изучить его тактику и, изучив, уметь навязать свою волю в бою - такую задачу ставили командиры и опытные боевые летчики, прибывшие сюда после боев в Испании. Об этом говорил командир эскадрильи А.С.Благовещенский. Он ходил в широченных, почти запорожских, шароварах и серой замшевой куртке. Да и каждый из советских летчиков внешне ничем не походил на кадровых военных-у местных портных шили куртки, береты и брюки (по моде того времени шириной до 35 см!), зато дисциплину военную держали на высоте. Родина далеко, указаний свыше ждать не приходится, ответственность переложить не на кого. Маленький островок советского образа жизни в Китае жил по советским законам.


------------------------------------------------------------------------------
Digitized by Valery Moiseev 2:4651/18.44@fidonet.org 2002 г.






Российская Авиация SVAVIA.RU * Все права защищены. © 2003


реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты