Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х "–С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Р"
–І—Г—В–Ї–Њ –Ш.–≠. "–Ъ–†–Р–°–Э–Ђ–Х –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Ђ - –Ї–љ–Є–≥–∞ –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–∞ –Ш.–І—Г—В–Ї–Њ –Њ –≥–ї–∞–≤–љ–Њ–Љ –Ї–Њ–љ—Б—В—А—Г–Ї—В–Њ—А–µ –†.–Ы.–С–∞—А—В–Є–љ–Є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ќ.я„ћ≈ЌЌ» ќ¬ј "Ќа крыль€х мысли - быстрее звука"
"–оссийска€ газета" 8 августа 2000 г., є 152 (2516)
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

Ќа крыль€х мысли - быстрее звука

„ерез дес€ть лет число авиапассажиров удвоитс€.  акие машины осво€т небо –оссии?


Ёкспертам еще предстоит сделать окончательное заключение о причинах катастрофы англо-французского сверхзвукового самолета " онкорд". Ќо уже €сно: эта трагеди€ серьезно "аукнетс€" на развитии мировой гражданской авиации. –оссийской - в том числе.


ѕќ иронии судьбы " онкорд" упал недалеко от того места, где 3 июн€ 1973 года во врем€ демонстрационного полета на авиасалоне в Ће Ѕурже рухнул его менее удачливый конкурент - советский самолет “у-144. ј ведь со "сверхзвуковиком" наши авиастроители св€зывали огромные надежды.

- ћы ожидали, что разработка и производство этого лайнера неизбежно повлекут подъем всего самолетостроени€ на новую ступень технического прогресса, - рассказывал один из тех, кому довелось провести первые линии на чертежах “у-144-го. - "—верхзвуковик" должен был пот€нуть за собой самые передовые методы аэродинамических расчетов и моделировани€, современные технологии в металлургии, радиоэлектронике, двигателестроении.

¬прочем, так оно и оказалось. ¬сего через дес€ть лет после уникального пассажирского "“у", в небе начал обгон€ть звук стратегический бомбардировщик “у-160.

—огласно официальной версии, на “у-144 поставили "жирный крест", потому что он не получил "широкого применени€". Ќо, как считают многие специалисты, это не объ€сн€ет невостребованность более дес€тка выпущенных серийных машин, в том числе и улучшенной модификации.

Ёксплуатаци€ самолета требовала серьезной реорганизации инфраструктуры аэропортов и служб управлени€ воздушным движением. "«емл€" к этому оказалась не совсем готова. ≈ще нюанс: “у-144 летал на так называемом азотированном авиакеросине. —пециальное же оборудование в аэропортах отсутствовало. Ќаконец, техническое обслуживание и подготовка к каждому рейсу отнимали слишком много времени и не укладывались в привычные нормативы. —ловом, “у-144 оказалс€ белой вороной среди крылатых собратьев.

- ј точнее - он обогнал свое врем€, - справедливо заметил участник разработки самолетов “у-144 и “у-160, главный конструктор јЌ“  имени “уполева јлександр ѕухов. - Ёто косвенно подтвердил громкий успех, сопутствовавший по€влению примерно в те же годы первых широкофюзел€жных аэробусов.

“ем не менее " онкорды" продолжали летать и поныне, счита€сь самой престижной воздушной птицей. —емь - в ¬еликобритании, шесть - во ‘ранции.  стати, британцы предполагали использовать их еще в течение 15-20 лет. ” французов временной "потолок" был примерно такой же - 2017 год.

ќднако за все годы эксплуатации "сверхзвуковиков" в мире вр€д ли отыщетс€ более трех миллионов человек, которые совершили путешествие со скоростью звука. Ёто при том, что каждый год воздушный транспорт перевозит до полутора миллиардов пассажиров. ѕричина одна - непомерно высокие цены на билеты. " онкорд" оказалс€ слишком "прожорливым": несмотр€ на то, что трансатлантические маршруты, на которых курсируют эти самолеты, считаютс€ самыми доходными, в один из годов убытки авиаторов составили здесь около 60 миллионов долларов.

Ќќ Ќј " онкордах" летали не только ради престижа или желани€ вдвое быстрее пересечь јтлантику. —верхзвуковые самолеты считались очень надежными. ¬ самом деле: с середины 70-х годов до рокового вторника 25 июл€ - ни одного серьезного происшестви€! ѕравда, без инцидентов не обошлось. “ак, одиннадцать лет назад у британского авиалайнера во врем€ полета над “асмановым морем на высоте более 14 тыс€ч метров отвалилась часть хвостового оперени€. —амолет совершил аварийную посадку в аэропорту —идне€. ≈ще одна аварийна€ посадка - два года назад в лондонском аэропорту ’итроу. ” " онкорда" с 62 пассажирами на борту в момент перехода звукового барьера над океаном отвалилась задн€€ часть правого крыла. » оп€ть удача - все остались невредимы.

“ак есть ли перспектива у "сверхзвуковиков"? »ли, как утверждают некоторые специалисты, их эра безвозвратно закончилась?

- ¬ сравнении с остальными воздушными судами " онкорд" больше не €вл€етс€ современной машиной, - за€вил официальный представитель международного аэропорта во ‘ранкфурте-на-ћайне  лаус Ѕуш. - ¬ отличие от "боингов" и "эрбасов" этот лайнер не совершенствовалс€ уже много лет.

Ќо есть и другие, не менее авторитетные мнени€.

- “рагеди€ " онкорда" не ставит под сомнение будущее самолетов этого типа, - говорит министр транспорта ‘ранции ∆ан- лод √ейссо.

-  атастрофа не дискредитирует идею создани€ сверхзвуковых лайнеров дл€ пассажирских перевозок, - убежден и јлександр ѕухов.

Ќа фирме “уполева продолжаютс€ работы по созданию сверхзвукового пассажирского лайнера второго поколени€. «десь не сомневаютс€: он будет очень нужен. ѕо оценкам международных экспертов, уже через дес€ть лет число пассажиров, пользующихс€ услугами авиации, вырастет почти вдвое. ј потому потребность в парке "сверхзвуковиков" оцениваетс€ в 500-1000 лайнеров.

ќднако €сно, что рождение такого пассажирского суперсамолета, который должен отвечать всем современным стандартам и нормам, - задача не только конструктивно сложна€, но и чрезвычайно дорога€. ќна уже не по зубам ни одной отдельной стране. ¬от почему несколько лет назад крупнейшие аэрокосмические компании решили объединить свои усили€: –осси€, представленна€ "туполевцами", и Ќј—ј провели многомес€чную программу высокоскоростных исследований. Ћабораторией послужил “у-144ƒ. "—таричок" прилично доработали, и он превратилс€ по сути в новый самолет.

Ћетчики, конструкторы, инженеры провели почти тридцать исследовательских полетов. ќни собрали ценнейшую информацию об истинных услови€х поведени€ "сверхзвуковика" на самых различных режимах. » теперь специалисты очень хорошо представл€ют, что это будет за машина. —кажем, она должна брать на борт не 100-150 человек, а триста. «амечу, что туполевска€ технологи€ создани€ таких летательных аппаратов признана наилучшей. ” самолета сохранитс€ крыло дельтовидной формы малого удлинени€ и небольшие передние крылышки дл€ придани€ лучшей устойчивости. Ќовый лайнер будет "покрывать" без посадки рассто€ние не менее 9300 километров со скоростью 2-2,5 ћаха на высоте около 18 километров. ѕри этом будут решены многие экологические проблемы: шум, выбросы в атмосферу, вли€ние на озоновый слой.

» тем не менее работы международной кооперации приостановлены. ѕочему? ¬звесив все "за" и "против", авиастроители пришли к выводу: пока при современном уровне развити€ аэродинамики и материаловедени€, прочих смежных технологий невозможно создать "сверхзвуковик-2" с приемлемыми технико-экономическими и экологическими характеристиками. ѕризнано целесообразным проводить работы "до определенного момента" в каждой стране самосто€тельно. “ем не менее оптимисты полагают, что эти машины все-таки могут по€витьс€ уже к 2008-2010 годам. ’от€ наиболее реальный срок - конец первой трети - середина ’’I века.

√»Ѕ≈Ћ№ " онкорда" еще раз заставл€ет взгл€нуть и на перспективы развити€ авиации в нашей стране. Ќа каких самолетах нам все-таки придетс€ летать завтра?

 ак оценивают российские аналитики, почти 70 процентов из примерно 7300 воздушных судов, наход€щихс€ в так называемом реестре, уже вышли на "финишную пр€мую". Ќе нынче завтра - на покой. Ќо как бы ни хотелось кому-то справить поминки по нашей гражданской авиации, делать это рановато.

”же разработана ‘едеральна€ целева€ программа "–азвитие гражданской авиационной техники –оссии на 2001-2015 годы". ≈е главна€ цель - переоснащение парка воздушных судов, поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиапромышленности. ѕричем в ближайшие п€ть лет будут, что называетс€, "доводить до ума" именно те машины, которые уже есть. ѕо прогнозу специалистов, до 2015 года авиакомпани€м –оссии предстоит приобрести 1400 самолетов и 1150 вертолетов. ќбщий объем производства гражданской авиационной техники с учетом государственных нужд и поставок на экспорт составит за то же врем€ не менее 2800 самолетов и 2200 вертолетов нового поколени€.

- ¬ –оссии за последние годы удалось обеспечить формирование целостного типажа современных летательных аппаратов, соответствующих мировому уровню авиационной техники, - говорит начальник Ќаучно-технического управлени€ ‘едеральной службы воздушного транспорта –оссии ¬иктор —амохин.

—оздан, сертифицирован и уже летает дальнемагистральный »л-96-300 с усовершенствованными двигател€ми ѕ—-90ј. ѕоступил на службу в несколько авиакомпаний средний магистральный лайнер “у-204, ставший основой дл€ семейства крылатых кораблей различной пассажировместимости и радиуса действий. —ертифицирован турбовинтовой самолет местных линий »л-114. ѕроходит летные испытани€ новый пассажирский "стоместник" дл€ региональных маршрутов “у-334 с турбореактивными двигател€ми ƒ-436. “акую же двигательную установку имеет уникальна€ многоцелева€ амфиби€ Ѕе-200, разработанна€ в “аганроге. Ќа замену јн-24 подготовлен более экономичный јн-140. ¬ Ќовосибирске делаетс€ легкий многоцелевой јн-38, и первые три машины уже летают в ’абаровске.  ак учебно-тренировочную машину - "летающую парту" намечаетс€ использовать получивший международный сертификат одномоторный »л-103.

¬се эти машины реально существуют "в металле". ¬се они готовы немедленно встать на "широкое" крыло. «агвоздка по прежнему - деньги. »з-за них стопоритс€, допустим, »л-96-300, который по сути на своем горбу т€нет вот уже несколько лет "јэрофлот". јвиаторы ждут-не дождутс€, когда на смену ветерану “у-134 придет новый “у-334. Ќо реально последний по€витс€ года через три, не раньше.

 стати, "сто тридцать четверка" остаетс€ одним из самых массовых самолетов не только в нашей стране, но и в ближнем зарубежье. ¬от почему несколько предпри€тий –оссии, Ѕелоруссии и ”краины решили объединить усили€ и модернизировать эту машину. ¬ частности, они планируют заменить двигатели и вспомогательную силовую установку на более мощные. —пециалисты рассчитывают, что модернизаци€ позволит увеличить дальность полета самолета на 800-1300 километров, подн€ть коммерческую нагрузку почти на шесть тонн. —ократитс€ рассто€ние "разбега" по взлетно-посадочной полосе, снизитс€ уровень шумов. ¬ылет первого модернизированного самолета планируетс€ уже через несколько мес€цев. —пециалисты думают, что в год будет дорабатыватьс€ до двенадцати машин. ¬сего же в улучшенном варианте их подниметс€ в небо примерно шестьдес€т.

¬прочем, на пр€мые закупки самолетов у авиакомпаний денег все равно нет.

- »з трехсот с лишним компаний найдетс€ лишь четырнадцать благополучных, - отметил недавно глава –оссийского авиационно-космического агентства ёрий  оптев.

≈—Ћ» честно, то его слова откровением ни дл€ кого не стали. ¬се понимают: единственный выход - лизинг самолетов. Ќадо сказать, что долгие годы вопрос о лизинге носил риторический характер. ” нас были лизинговые компании, а лизинг как таковой - увы. —ейчас лед вроде бы тронулс€. —кажем, "јэрофлот" приобретает в финансовый лизинг шесть новых самолетов »л-96-300. ¬ проекте "“рансаэро" - достройка дес€ти “у-204 на уль€новском "јэростаре". Ёто всел€ет определенную надежду. Ќаши перевозчики подсчитали, что авиакомпании в ближайшие п€ть лет в состо€нии вз€ть в лизинг примерно дес€ть »л-96-300, семьдес€т “у-204 и по п€тьдес€т машин типа »л-114 и јн-140 (на замену јн-24).

ѕравда, как сказал мне высокопоставленный авиационный чиновник, не следует забывать: даже самый современный самолет не самоцель, а лишь средство дл€ эффективного решени€ транспортных задач. ≈сли он не летает по дес€ть-двенадцать часов в сутки, как это, к примеру, делаетс€ в "јэрофлоте" на »л-96-300, "боингах" и "эрбасах", - грош ему цена. ѕот€гатьс€ с подобным налетом может разве что “у-204 в  авминводах. ќстальные наши машины - нет.

јвиаторы пр€мо говор€т: летательные аппараты следующего поколени€ призваны отвечать более жестким показател€м, чем те, что есть сейчас. ќни, к примеру, должны обеспечить безопасность полетов в п€ть раз более высокую по сравнению с существующими воздушными судами. ќни должны вдвое уменьшить шум двигателей. ѕр€мые эксплуатационные расходы по ним должны сократитьс€ на 15-20 процентов. ѕр€мо скажем, прокрустово ложе еще то. », наверное, не случайно, что все машины-новинки и двигатели будут разрабатыватьс€ исключительно на основе конкурсов, проводимых между ведущими самолето- и вертолетостроительными фирмами, а также создател€ми силовых установок.

¬ общем, летать нам будет на чем. ¬ этом никто не сомневаетс€. ”ма, знаний и опыта российским конструкторам не занимать. Ќужно одно - государственна€ поддержка. » здесь просто нельз€ не сказать вот о чем. —ейчас высший орган управлени€ гражданской авиацией в стране - ‘едеральна€ служба воздушного транспорта - переживает очередную реорганизацию. „етвертую за дес€ть лет. ‘—¬“ оп€ть передали под крышу ћинтранса. –азумно ли?

"Ќаверху" ссылаютс€ на опыт зарубежных стран, где авиаци€ входит в подчинение подобных министерств. Ќо одно дело, когда идет речь о европейском государстве, которое спокойно пересечешь за несколько часов на машине. » совсем другое дело - наша с вами –осси€, у которой почти семьдес€т процентов территории не имеет наземных путей сообщени€. ќчевидно: у нас роль гражданской авиации неизмеримо выше, чем "там". ј потому и относитьс€ к ней надо с особым вниманием и заботой.

—оздание "независимой" ‘едеральной службы воздушного транспорта вроде бы позвол€ло это сделать. Ќе случайно за последние годы у нас не было ни одной катастрофы на регул€рных воздушный рейсах. » вот теперь - новый откат назад. ¬ одну упр€жь оп€ть хот€т поставить кон€ и трепетную лань. ј ведь самолет - не автобус. ≈го, в случае чего, на обочину не поставишь.

Ќатали€ я„ћ≈ЌЌ» ќ¬ј.

реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты