На главную
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

"ЧЕЛОВЕК, СРЕДА, МАШИНА", Л.Л.Селяков (публикуется с разрешения автора)
Версия для печати Версия для печати

  • Введение
  • Мои первые знакомства с пассажирскими самолетами
  • Состояние с аварийностью-некоторые статистические данные, опубликованные в материалах открытой печати на 31.01.90. И коротко на 1995-1996гг.
  • Руководство по предотвращению авиационных происшествий
  • Физиология и психология
  • Тяжелые авиационные происшествия. От чего они бывают и человеческие трудности при их расследовании
  • Внимание! Топливное обледенение
  • Катастрофа самолета Ту-134А-3 С9САА
  • Тяжелое авиационное происшествие, произошедшее по вине промышленности
  • Чрезвычайно поучительное происшествие с самолетом Ту134Ш №2350202, происшедшее 25 мая 1984 года в войсковой части 26003 Ворошиловградского ВВУШ в районе г.Донецка
  • Некоторые тяжелые происшествия с самолетом Ту-134
  • Трагедия в г.Кумертау 27.12.1978 год
  • Самолет Ту-134А №65011
  • Рекорды продолжаются!
  • Материалы по анализу катастрофы самолета Ту-134А №12-05 на острове КРК 23 мая 1971 год
  • Пенза. Самолет Ту-134А №65142. 22 июня 1986 год

  • ТЯЖЕЛОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, ПРОИЗОШЕДШЕЕ ПО ВИНЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

    23 декабря 1973 г. в а/п г. Львова потерпел катастрофу самолет Ту-124В №45044, принадлежащий Приволжскому управлению ГА.
    Экипаж и пассажиры погибли (6+11=17).
    Самолет совершал рейс по маршруту:
    Куйбышев - Киев - Львов - Киев - Куйбышев. Взлет самолета при хороших метеоусловиях произошел в 22 часа 04 минуты по московскому времени.
    При наборе высоты 1200 м экипаж доложил: "Торит левый двигатель" и попросил разрешения на производство посадки обратным курсом. Разрешение было передано.
    С земли был виден длинный горящий факел со стороны левого двигателя. Вначале было предположение, что самолет при наборе высоты зацепил крылом за стрелу подъемного крана, стоящего в створе ВПП. Видимо из-за большой скорости полета и малого удаления от ВПП, самолет не смог развернуться на обратный курс и совершить посадку с обратным курсом. Необходимо выполнить разворот в сторону отказавшего двигателя.
    Совершив полет по дуге (~120') с радиусом в 9 км самолет плашмя ударился о пологий, встречный подъем земной поверхности и полностью разрушился. Скорость полета при встрече с землей была 530 км/ч.
    Катастрофа произошла у села Миклош в 18,5 км в левой стороне от ВПП а/п Львов.
    Самолет при первом касании о грунт оставил свой точный отпечаток всего планера, что свидетельствует о большой силе удара при соприкосновении с грунтом.
    Разброс деталей самолета, прямо по полету до 1000 м. Двигатели оторвались и улетели вперед на 700 м.
    При первом осмотре остатков самолета было обнаружено, что на обоих двигателях следов пожара нет. Двигатели не горели. Группа экспертов -двигателистов, возглавляемая Главным инженером Пермского завода Дмитрием Александровичем Дическулом сделала предварительное заключение, что все поломки двигателя произошли при их ударе о землю и пожара на двигателях не было.
    При осмотре остатков фюзеляжа и места расположения двигателей и агрегатов системы кондиционирования было обнаружено, что пожар был в районе сопловой части двигателя и в месте установки воздухо-воздушного радиатора системы кондиционирования. Причем сам воздухо-воздушный радиатор, выполненный из нержавеющей стали, весь сгорел и оплавился.
    В связи с авторитетным заявлением двигателистов: "Двигатели не горели и все их разрушения произошли при ударе о землю" и в связи с тем, что температура при горении левого борта фюзеляжа была очень большая, а также найденная в самолете Ил-18 под креслом толовая шашка (нашла уборщица при уборке другого самолета), позволили сделать первый вывод о причине пожара - диверсия.
    В оправдание этого вывода была обнаружена возможность очень простого и легкого выполнения диверсионного акта. Дело в том, что входной воздухозаборник ВВР расположен в нижней поверхности крыла самолета и в него очень легко можно положить любой посторонний предмет.
    При разборе этого летного происшествия были некоторые сложности, вызванные тем, что на самолете Ту-124В №45044 экипажем и обслуживающим персоналом были допущены грубые нарушения инструкция по эксплуатации и "Наставления по полетам":
    - магнитофон МС-61 не был заряжен, а пленка в МСРП-12 была заправлена магнитным слоем внутрь, из-за чего запись получилась очень слабой; КЗ-63 заправлен не был;
    - при получении сигнала о пожаре на двигателе экипаж не перекрыл "пожарный" кран;
    - самолет вылетел из а/п Львов не с полным составом экипажа. Штурман, радист и стюардесса остались в а/п Борисполь (Киев). Правда, это их спасло. Говорят, что было разрешение командира В/С.
    28 декабря 1973 г. я доложил министру П. В. Дементьеву по ВЧ из обкома:
    - самолет и его системы до удара их о землю были исправны;
    - очаг пожара находился в районе левого ВВР;
    - причина пожара - от постороннего предмета;
    - как и что это было - пока непонятно.
    Вот такое, как выяснилось значительно позднее, глубоко ошибочное заключение я сделал. Это была моя первая грубейшая оплошность. Я глубоко поверил в порядочность своих товарищей - двигателистов. Возможно, что и они разобрались не сразу.
    По решению комиссии оба двигателя Д20П, имевшие: левый - два ремонта, а правый - четыре ремонта на заводе №402 ГА, были отправлены на завод №402 26.12.73 г.
    При детальном осмотре двигателей была обнаружена и причина этого тяжелого происшествия.
    При выходе на взлетный режим на левом двигателе оторвалась одна из лопаток 1-ой ступени компрессора низкого давления. От возникшего дисбаланса и резкого "броска" несбалансированного двигателя произошло рассоединение питающей трубы керосинопровода. Мощная струя керосина, подаваемого топливными насосами в двигатель (экипаж не перекрыл пожарный кран "горевшего" двигателя, чем способствовал развитию пожара) загорелась и как резаком, подобным горелке автогенного аппарата, сжигала и плавила все на своем пути. Вот почему так сильно обгорел и стальной ВВР. Пламя прожигало левый борт фюзеляжа и все, что попадалось на его пути. А двигатель действительно не горел. Причина разрушения 1-ой ступени компрессора очень поучительна. Лопатка первой ступени компрессора низкого давления крепится круглым стальным штифтом к диску первой ступени. Штифты изготавливаются из прутков закаленной стали ЗОХГСНА. Какой-то изобретатель-рационализатор на Пермском заводе предложил не калить каждый пруток отдельно по разработанной и освоенной технологии, а калить сразу пучок прутков - быстро и дешево!
    Руководство Пермского завода приняло это рацпредложение и изменило технологию. В результате центр пучка прутков оказался не закаленным. Внутренние в пучке прутки не прошли нужный контроль и в результате на сборку двигателей попали не закаленные штифты, изготовленные из практически бракованных прутков. Ресурс этих бракованных штифтов оказался значительно ниже каленых и тяжелая лопатка первой ступени компрессора оторвалась при выходе двигателя на максимальные обороты.
    Вот в этом и вся причина.
    В результате были сняты с эксплуатации большое количество забракованных двигателей Д20П. Рационализация обошлась дорого. Лично для меня это тяжелое происшествие послужило большим уроком. При разборе тяжелых происшествий нельзя допускать излишнюю самоуверенность и доверчивость. А Дмитрий Александрович Дическул наверняка уже во Львове обнаружил оборванную лопатку, а мне не сказал!
    И еще один вывод можно сделать, что компоновка двигателя, выполненная по типу Ту-104 и Ту-124, нежелательна. Более разумна компоновка двигателя изолировано на пилонной подвеске, вертикальной или горизонтальной. Это безопасней!
    перейти к Чрезвычайно поучительное...>>

    реклама:

    Участник TOP.SVAVIA.RU

    Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

    реклама:


      наверхнаверх
    Поиск по сайту:



    Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты