САМОЛЕТ Пе-2 С РЕАКТИВНОЙ УСТАНОВКОЙ РУ-1
На верхних этажах нашего заводского корпуса в Казани тоже была тюрьма, обыкновенная тюрьма и в ней отбывали свое "наказание" будущие знаменитости, основатели советской космонавтики, академики: Борис Сергеевич Стечкин, Сергей Павлович Королев, Валентин Петрович Глушко и многие другие.
Эта группа ученых и конструкторов занималась разработкой жидкостных реактивных двигателей (ЖРД).
В начале 1943 г. была завершена работа по созданию авиационного ЖРД-РД-1 с тягой 300 кг, предназначенного для установки его на самолетах с целью кратковременного увеличения максимальной скорости полета при его включении или улучшения взлета.
Для отработки реактивного двигателя РД-1 в полетных условиях было принято решение об установке его на фронтовом бомбардировщике Пе-2 в хвостовой части фюзеляжа.
Изготовление всех частей реактивной установки (РУ-1) и переоборудование самолета Пе-2 велось очень быстрыми темпами. Мне по долгу службы пришлось работать с этой группой и выпускать необходимую техническую документацию по установке РУ-1 на фюзеляже Пе-2 и принимать участие в ее постройке и летным испытаниям.
7 августа 1943 года начались летные испытания, в которых принимали участие лично С.П.Королев и Д.Д.Севрук (оба арестанты).
Первая в Союзе РУ-1 в целом работала нормально, но были и неприятности. 12 мая 1945 г. при очередном испытательном полете, произошел взрыв двигателя РД-1. Самолет и экипаж (Васильченко, Королев и Харламов) благополучно приземлились.
При включении ускорителя самолет Пе-2 прибавил максимальную скорость на 68 км/час. Проводили испытания заводские летчики А.Г.Васильченко и А.С.Пальчиков.
Компоновка реактивной установки РУ-1 с двигателем РД-1 на самолете Пе-2 указана на прилагаемом чертеже.
Горючее, примененное в РУ-1 - тяжелый тракторный керосин, а окислитель - азотная кислота.
Управление двигателем РД-1 было дублированное. Включать двигатель мог только летчик, а выключать и летчик, и экспериментатор, находящийся в кабине стрелка-радиста.
Максимальная продолжительность работы РУ-1 около 10 мин. Общая масса РУ-1 на самолете Пе-2 была равна 1,050 кг.
С.П.Королев и В.П.Глушко были освобождены 27.07.44 г., без снятия судимости. Сергей Павлович Королев 8 лет провел: в тюрьме, на Колыме и в тюремных КБ. За что?
Российская Авиация SVAVIA.RU * Все права защищены. © 2000
|