На главную
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Л.Л.Селяков "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора."
Версия для печати Версия для печати

ПРОЕКТ САМОЛЕТА РБ-17

  Изучая самолет Ме-262 и турбореактивный двигатель ЮМО-004, мы приступили к созданию первого у нас в Союзе проекта самолета бомбардировщика с турбореактивными двигателями. Это был проект самолета с 4-мя турбореактивными двигателями РД-10. Двигатель РД-10 был создан на базе трофейного немецкого двигателя ЮМО-004.
  Большие работы были проделаны по определению наиболее рациональной схемы расположения двигателей. Мы понимали, что в. самое ближайшее время турбореактивные двигатели будут развиваться и появятся мощные двигатели с тягой у земли 2000 кг и более. Естественно, наш проект первого бомбардировщика с турбореактивными двигателями идеологически являлся развитием семейства очень удачных самолетов Пе-2И "Москито" и Ме-262.
  В итоге больших научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ проект самолета РБ-17 (так назывался первый турбореактивный бомбардировщик) представлял собой самолет с большим фюзеляжем, в котором размещались: кабины экипажа, грузовой отсек и 3-х колесное шасси. Среднерасположенное, очень тонкое и относительно малое крыло с небольшой стреловидностью и удлинением имело мощную механизацию.
  Двигатели, а точнее вертикальная спарка двигателей, были помещены на раме под крылом на 35% размаха. Этот самолет должен был иметь максимальную скорость полета 900 км/час и крейсерскую 800 км/час. Эскизный проект первого в Союзе турбореактивного бомбардировщика РБ-17 был представлен в высшие руководящие организации промышленности, был рассмотрен и одобрен в апреле 1946 г.
  Кроме проекта РБ-17, были проработаны и созданы эскизные проекты дальних бомбардировщиков ДВБ-202 и ДВБ-302 с герметическими кабинами экипажа, трехколесными шасси с большими грузовыми отсеками, вмещающими 16 т бомб и дистанционными стрелково-пушечными установками. Проектные данные этих самолетов с четырьмя моторами АШ-72 с ТКМ были весьма высокие и лучше американского В-29. Но когда Советскому Союзу удалось получить несколько американских самолетов-бомбардировщиков Боинг В-29 перед правительством встал вопрос, что разумнее: создавать свои самолеты или скопировать уже построенный и испытанный в войне самолет В-29.
  Сталин принял безусловно правильное решение: полностью скопировать В-29, т.к. не только планер, а главное уровень электро, радио и спецоборудования, технологии и металлургии были значительно выше достигнутого у нас. Создание и освоение копии самолета В-29 было поручено ОКБ А.Н.Туполева. Освоенный нашей промышленностью самолет В-29 стал эксплуатироваться у нас под маркой Ту-4. Это была, по указанию Сталина, абсолютная копия В-29.
  Когда я вернулся в Москву (сентябрь 1944 г.), то жить мне и моей семье было негде. Квартира на ул. Бакунина была занята секретарем директора завода 156 Антониной Котенко, бывшей нашей сотрудницей. Все мои вещи: документы, книги (ценнейшая авиационная библиотека) были уничтожены. Вернуть квартиру стало безнадежным делом. Но, как говорят, из любого положения можно выйти. В поисках жилья моя жена поступила на работу конструктором на з-д №11 нашей промышленности и ей предоставили на ст. Ильинская в недостроенном двухэтажном доме на 2-ом этаже комнату. Эти дома и сейчас стоят вдоль шоссе между ст. Отдых и Ильинская. Дом был недостроен. Отопления нет, воды нет, полов тоже нет. На временный пол поставили железную печку "буржуйку", трубы по всем правилам вывели в окно. Кстати, дров тоже не было, но делать было нечего, начали осваивать это новое жилье. Хуже всех было дочери. Холодно, да и голодно. Посещая детский сад, она часто болела. Учитывая болезненное состояние нашей дочери и практически полное восстановление нормальной жизни на Северном Кавказе, к этому времени освобожденному от немецкой окупации, мы с женой решили отвезти нашу дочурку к бабушке на ст. Кавказская, с надеждой, что ей там будет лучше.
  Используя право бесплатного проезда по ж/д (было такое право у лиц, награжденных орденами Союза), я взял на службе отпуск и мы с дочерью в отличном вагоне, именуемом "теплушкой", расположившись на чудесном свежем сене, отправились на Кавказ.
  После возвращения из поездки к нашей бабушке, оставшись одни, мы с женой продолжая проживание в своем "шикарном" особняке, там и встретили День Победы, 9 мая 1945 г.
  Первьм поездом мы приехали в Москву. Помчались к своим друзьям Некрасовым, разбудили их и пошли по улицам, влившись в толпу ликующего народа. Народ ликовал!
  Да, это был Великий праздник!
  Осенью 1945 года В.М.Мясищев добился для своих сотрудников жилплощади, и я с семьей переехал на ул. Горького в дом 43. Так появилось приличное жилье и можно было спокойно работать. Мы занимали в двухкомнатной квартире комнату в 13,6 кв. метров. Но после рождения в 1947 г. второй дочери - Марины - стало тесновато (3,4 кв.м на человека).
  Казалось, есть определенные успехи, проведены огромные работы по повышению боевой способности серийного Пе-2, создан самый скоростной самолет-бомбардировщик времен Великой Отечественной Войны. Советский народ одержал Великую Победу. Но что-то мешало нормальной работе.
  И несмотря на то, что в ОКБ В.М.Мясищева были развернуты большие работы по созданию первого в Союзе самолета-бомбардировщика с турбореактивными двигателями РБ-17 и коллектив ОКБ был награжден высокими правительственными наградами за большие достижения в области создания новой авиационной техники, буквально через несколько дней после награждения Опытно-Конструкторское Бюро В.М.Мясищева в 1946 г. было ликвидировано, а коллектив и производственная база с научно-техническим лабораторным комплексом были переданы С.В.Ильюшину не сумевшему, а точнее не знавшему, как организовать на должном уровне ОКБ. Владимир Михайлович Мясищев был уволен из авиационной промышленности.
  Любопытно, что ни в одной из многочисленных книг, посвященным работе авиационного конструктора С.В.Ильюшина, нет упоминания о том, что весной 1946 г. он получил самое большое в Союзе хорошо организованное, первоклассное ОКБ с лабораторной и производственными базами - ОКБ В.М.Мясищева. Нет ни одного слова! Значит тут дело "нечисто"!
  В книге "Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина" издание Москва, Машиностроение, 1990 г., стр.33 есть, далеко не скромная ссылка на журнал "Флайт" 1977 г. в котором написано: "...Возможно, самым большим свидетельством Ильюшинского таланта является мощь созданного им Конструкторского бюро..."
  Наверняка журнал "Флайт" не знал о том, что ОКБ В.М.Мясищева весной 1946 г. было передано С.В.Ильюшину и что мощь-то ОКБ - Мясищевская!
  Конечно, получать готовое всегда легче, чем создавать что-либо самому, отбросив при этом все, что называется этикой и моралью. С.В.Ильюшину надлежало стать представителем новой волны авиационных конструкторов сталинского призыва.
  Любопытно, что летом 1946 г., сразу после слияния ОКБ (бывшее В.М.Мясищева и С.В.Ильюшина) выходит в свет Постановление по созданию экспериментальных бомбардировщиков с 4-мя ТРД (ТР-1), задание получают ОКБ С.В.Ильюшина и П.О.Сухого. (Зачем же выгнали В.М.Мясищева?)
  Так появился Ил-22, практическая копия РБ-17, правда, за исключением силовой установки.
  Да, видимо, жить надо уметь!
  Я не мог смириться с вопиющей несправедливостью с ликвидацией ОКБ В.М.Мясищева и передачей всего созданного им в руки С.В.Ильюшина и не мог оставаться в ОКБ С.В.Ильюшина. С небольшой группой товарищей пришлось искать работу в другом коллективе. Таким образом, я попал в ОКБ А.С.Яковлева






Российская Авиация SVAVIA.RU * Все права защищены. © 2000


реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты