ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА.

Записки авиаконструктора.

Л.Л.Селяков

РАБОТА В ОКБ А.С.ЯКОВЛЕВА

  Моя работа в ОКБ А.С.Яковлева проходила в условиях, когда наша авиационная промышленность вступала в новую эру - эру турбореактивной авиации. Появился новый тип авиационного двигателя - турбореактивный. Первое время мы ориентировались на трофейные двигатели БМВ-003 и ЮМО-004, затем закупили в Англии двигатели Роллс-Ройс "Дервент" и "Нин" без права на их постройку. Необходимо отметить, что еще до войны коллектив А.М.Люльки занимался созданием турбореактивного двигателя, но хода ему не давали.

  На база трофейных двигателей коллективы Микояна, Лавочкина и Яковлева создавали первые самолеты истребители с турбореактивными двигателями. Так были созданы: Як-15, Миг-9 и Ла-15. Наиболее простым решением было создание самолета Як-15. Это было смелое и разумное решение. Практически, на самолете истребителе Як-В была заменена силовая установка и выполнены связанные с ней изменения конструкции фюзеляжа, а пневматическое хвостовое колесо заменено на железное (костыльное колесо попало в струю выхлопных горячих газов двигателя).

  Крыло самолета с профилем Кларк-УН оказалось удачным и позволило:

  - на опытном самолете Як-3 с мотором ВК-108 в полете 21.12.44 г. достичь максимальной скорости 745 км в час;

  - на опытном самолете Як-15 с турбореактивным двигателем ЮМО-004 (РД-10) пересечь 800 км рубеж скорости.

  Идея создания самолета Як-15 принадлежит Е.Г.Адлеру, одному из ведущих, в то время, работников КБ А. С. Яковлева.

  Работая в ОКБ В.М.Мясищева над проектом первого в Союзе бомбардировщика с турбореактивными двигателями (проект РБ-17), мы подробно изучили все трофейные самолеты и наиболее подробно самолет Мессершмитт Ме-262 с двумя турбореактивными двигателями ЮМО-004. Полученный опыт и детальное знакомство с новой техникой мне очень пригодилось в дальнейшей моей работе. Но в чужой дом со своими порядками не ходят! Нужно было перестраиваться. Новый коллектив и новая тематика (истребители вместо фронтовых и тяжелых бомбардировщиков). Надо отдать должное, в коллективе А.С.Яковлева я встретил хороших людей, с которыми очень быстро нашел общий язык и свое место.

  Конструкторский и производственный коллективы А.С.Яковлева (в то время) - очень дружные, работоспособные коллективы. И это было вполне понятно, ведь в те далекие трудные годы, когда из авиационной промышленности изгонялись хорошие, деловые люди, только потому, что у них национальность или родословная не "те", и эти крупные специалисты подбирались КБ Яковлева, работающим в довоенное время не на оборонной тематике (гражданские и спортивные самолеты). Так подбирался и рос коллектив.

<<оглавление>>



Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show




Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.