На главную
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Л.Л.Селяков "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора."
Версия для печати Версия для печати

САМОЛЕТ ЯК-19

  Прошло совсем мало времени и я уже в июле 1946 г. получил задание по созданию нового истребителя Як-19.
  Это был первый в Союзе самолет-истребитель осе симметричной "фюзеляжной" схемы (все самолеты Як, МиГ и Ла были в то время "реданной " схемы) с модифицированным турбореактивным двигателем РД-10 (ЮМО-004), имеющим высокоэффективную форсажную камеру увеличивающую взлетную статическую тягу с 900 кг до 1100 кг.
  В создании этой форсажной камеры самое деятельное участие принимали: инженер Б.С.Моторин и начальник лаборатории ЦИАМ А.А.Локштовский. Самолет Як-19 был первым цельнометаллическим самолетом, создаваемым в ОКБ А.С.Яковлева. До этого, все самолеты, создаваемые в ОКБ были смешанной конструкции:
  - фюзеляж с силовым, сварным трубчатым каркасом с последую щей опалубкой их фанерой, металлом и полотном;
  - крылья с фанерной и полотняной обшивкой с деревянными или металлическими лонжеронами;
  - рулевые поверхности с полотняной обшивкой.
  При создании самолета Як-19, впервые в истории ОКБ А.С.Яковлева, был построен натуральный деревянный макет, в котором была проведена прокладка всех коммуникаций систем самолета.
  Создание самолета Як-19 - это настоящая революция в практике проектирования самолетов в ОКБ А.С.Яковлева. И поскольку наша небольшая группа конструкторов, перешедшая из незаслуженно разгромленного ОКБ В.М.Мясищева в ОКБ А.С.Яковлева, давно освоившая и натурное макетирование, и целиком металлические монококовые и кессонные конструкции самолетов еще в довоенное время, она и была основным ядром этой революции, безусловно поддерживаемой А.С.Яковлевым и его ближайшими помощниками К.А.Вигант, С.Я.Макаровым и Главным технологом С.С.Бекиным.
  Надо отдать должное всему коллективу ОКБ, сумевшему в кратчайшие сроки и с высоким качеством освоить новые технологии. Самолет Як-19, несмотря на полную новизну всей конструкции, включая и 3-х колесное шасси (экологически и экономически более разумное), был создан в удивительно короткие сроки. (См. фото 20).
  По полученному 1 августа 1946 г. заданию на эскизный проект отпускалось 15 дней, на макет - 30 дней, на все проектирование - 50 дней. На все работы, включая постройку первого опытного самолета, отпускалось четыре месяца. В эти очень сжатые сроки все работы были выполнены с отличным качеством и все заданные характеристики самолета получены (за исключением веса самолета, который был превышен на 225 кг, за что мне здорово попало от А.С.Я.).
Самолет был передан на заводские испытания 29 ноября 1946 г. и перевезен на центральный аэродром. При отработке систем самолета, на нем возник пожар (бортмеханик Сбитнев). Пожар быстро был ликвидирован и самолет после небольшого восстановительного ремонта был вторично передан на заводские испытания 26.12.46 г.
  Первый вылет самолета Як-19 состоялся на аэродроме ЛИИ 08.01.47 г. Пилотировал самолет Герой Советского Союза полковник М.И.Иванов. Последующие испытания проводил заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза, мастер спорта С.Н.Анохин.
  По окончанию летных заводских испытаний был составлен акт:

Заключение
  Самолет Яковлев-19с форсированным воздушно-реактивным двигателем РД-10 прошел заводские летные испытания и может быть передан на Государственные летные испытания в ГК НИИ ВВС ССС.
Подписи:
Селяков Л. Л.
Анохин С. Н.

  На самолете Як-19 впервые был преодолен рубеж максимальной скорости - 900 км/час.
  За первой машиной Як-19 последовал дублер Як-19-П с подвесными крыльевыми баками.
  На заводских летных испытаниях были выполнены 64 полета:
- на № 1 - 27 полетов,
- на № 2 - 37 полетов.
  Длительные ресурсные испытания форсажной камеры двигателя РД-10 на специальном испытательном стенде в ЛИИ МАП были проведены с моим деятельным участием. Я не отходил от работающего непрерывно на форсированном режиме двигателе в течении 26 часов. При этом проводились эксперименты, доказывающие полную пожарозашищенность двигателя и самолета при возможных в эксплуатации течах топлива.
  Интересное явление, испытанное мной в процессе длительных испытаний:
- находясь около ревущего и клокочущего двигателя, и проходя мимо определенных акустических узлов, можно потерять равновесие и упасть.
  Акт 26-ти часовых испытаний двигателя РД-10 с форсажной камерой составлен и подписан 4 мая 1947 г.: Селяков, Моторин и Рупрехт (ОТК). Необходимо отметить, что в то время у А.С.Яковлева было очень легко работать. Дело в том, что если вы располагаеге доверием А.С., а это совершенно необходимо, то Вы, работая ведущим конструктором по самолету, являетесь полновластным хозяином всех работ, связанных с этим самолетом. Ваше решение, слово ведущего, является законом для КБ и производства. Это накладывало большую ответственность на Вас, но зато и давало определенные возможности в достижении выполнения задания Руководителя. Это правильная система, и только так и можно и нужно работать. А так как я никогда и нигде не бегал от работы и не боялся ответственности, то я быстро пришелся "ко двору".
  Вслед за самолетами Як-19 и Як-19 "Дублер" мне было поручено руководство работами по созданию фронтового истребителя Як-25.







Российская Авиация SVAVIA.RU * Все права защищены. © 2000


реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты