ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА.

Записки авиаконструктора.

Л.Л.Селяков

ЭПИЗОД С ПЛАНЕРОМ ЯК-14 И ДРУГИЕ МЕЛОЧИ

  Государственные испытания десантного планера Як-14 задерживались по причине отсутствия на этапе заводских испытаний, посадки планера с полным весом на грунт, на лыжи (с поднятым колесным шасси).

  Я не помню, что случилось с ведущим инженером по планеру и А.С.Яковлев вызвал меня и поручил поехать на Чкаловскую и либо провести там посадку на лыжи или любым способом закрыть этот вопрос.

  Александр Сергеевич очень беспокоился и волновался за планер при посадке его на лыжи (большое трение - большая перегрузка).

  Утром я приехал на станцию Чкаловская. Осмотрел грунт, заросший густой и высокой травой. Трава мокрая от обилия росы. Предложил командованию провести взлет аэропоезда и произвести посадку на грунт. Командование дало согласие, и посадка была совершена. Все благополучно, о чем и доложено А.С.Яковлеву.

  Во время моего доклада Александр Сергеевич говорил, видимо, очень довольный: "...неужели посадили на лыжи?!"

  Я просто вспомнил свои детские годы, катание на самодельных лыжах (не смазанных) в жаркий летний день с гор, засыпанных хвоей.

  Последней моей работой в ОКБ А.С.Яковлева было проектирование и постройка экспериментального самолета с крылом малого удлинения (РК), велосипедным шасси, самолет Як-1000. Но этот самолет так и не летал. Его испытания ограничились только рулежками. Рулежки в ЛИИ МАП проводил морской летчик Д.В.Зюзин.

  Летом 1950 г. мне было поручено А.С.Яковлевым принять участие в приеме иностранной авиационной делегации в Москве. В программе приема был показ нашего серийного завода в Лианозове. В то время на этом заводе был освоен серийный выпуск самолетов Як-12.

  Фюзеляж этого 4-х местного самолета был выполнен сварной конструкции из стальных труб с последующей опалубкой полотном и фанерными панелями.

  Основной цех завода в Лианозове и занимался поточной сваркой каркасов фюзеляжа самолета Як-12. Осматривая цех перед официальным приемом, я был совершенно потрясен увиденным. Войдя в цех, мне показалось, что я попал не на современный завод , а на производство того далекого времени, описанное в нашей литературе, когда владелец завода (Демидов и др.) заботясь только о прибыли, эксплуатировали рабочий люд в совершенно нечеловеческих условиях.

  Представьте себе длинное, низкое, плохо освещенное помещение, заполненное удушливым газом, выделяемом при сварке металла. В полумраке копошились вокруг металлических ферм фюзеляжа люди, горела масса сварных аппаратов, треск и совершенно невыносимая атмосфера. Настоящий рабский труд. После осмотра завода я доложил руководителю свое мнение о невозможности показа зарубежным делегациям этого нашего завода, что после некоторого раздумья и было принято.

<<оглавление>>



Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show




Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.