ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА.

Записки авиаконструктора.

Л.Л.Селяков

ПЕРВЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА
ПЕРВЫЕ ШАГИ РУССКОЙ АВИАЦИИ.

Весьма возможно, что интерес к авиации у меня возник с самого раннего детства и виноват в этом друг семьи отца моей матери, Татьяны Андреевны - князь Кудашев.

Дружеские отношения с семейством Кудашевых поддерживались до 1927 г. до нашего переезда в Москву.

"Александр Сергеевич Кудашев, инженер путей сообщения, и.о. экстраординарного профессора по кафедре устойчивости сооружений в Киевском политехническом институте. После полетов с авиатором М. Н. Ефимовым в Ницце, с февраля 1910 года занялся постройкой самолета собственной конструкции. В течение одного года, до весны 1911 г. он построил три самолета.

На самолете "Кудашев-1" 23 мая 1910 г. А. С. Кудашев совершил полноценный полет на несколько десятком метров в длину впервые в России на отечественном самолете. Официально он зарегистрирован не был, так как выполнялся без предупреждения" (В. Б. Шавров "История конструкций самолетов в СССР").

А вот что писала газета "Киевлянин" по этому поводу: "Аэроплан А. Кудашева весит без пассажира 330 кг. Общая несущая площадь 33 м2. Это - биплан. Верхняя поверхность больше нижней и к ней прикреплены крылышки для боковой устойчивости. Вогнутость поверхности 1/15. Руль глубины спереди, сзади помещены автоматический стабилизатор и вертикальный руль управления.

Под несущими поверхностями помещены два пневматических колеса, сзади под автоматическим стабилизатором - одно.

Аэроплан приводился в движение двухлопастным винтом, надетым на ось 35-сильного мотора Анзани. Винт сделан в Киеве Былинкиным и Сикорским. Мотор помещен впереди. Наибольший полет был в 50-60 саженей на высоте 2-х саженей. Во время полета выяснилось, что боковая устойчивость нового аппарата вполне удовлетворительная, но руль глубины мал. ("Техника молодежи" № 11 за 1982 г.)

Первый зарегистрированный полет на русском самолете "Гаккель-Ш" состоялся 24 мая 1910 г. на Гатчинском аэродроме в Петербурге.

Возможно, и у меня была мечта подобная мечте - легенде Сантос-Дюмона, знаменитого авиационного конструктора Франции.

"Сантос-Дюмон, француз по национальности, родился и до 14 лет жил в Бразилии, рос смелым и очень любознательным мальчиком. Отличный спортсмен, прекрасно ездил на лошадях, отлично плавал и был отличным математиком.

Однажды их семейство посетил известный путешественник из Тибета. Он очень подружился с маленьким Сантосом и, уезжая, подарил ему маленький коврик. Он предупредил мальчика, что это волшебный коврик - это "ковер-самолет".

Сантос часто играл на ковре, он садился и, закрывая глаза, мечтал. Ему казалось, что его ковер начинает шевелиться, двигаться и однажды ковер с мальчиком поднялся в воздух и через открытое окно полетел к звездам. Конечно, это были только мечты. Но мальчик мечтал летать!"

Мечты его осуществились - он стал знаменитым авиаконструктором Франции - Сантосом Дюмоном.

Да, люди мечтали обрести крылья, люди мечтали стать свободными, но во все времена, во все эпохи в России трудно было осуществить свою мечту.

Прошли столетия. В многострадальной России менялась власть, провозглашались прекрасные лозунги, издавались указы и декреты, но отношение руководства к инакомыслящим, передовьм людям определялось - "Царским, Ивана Грозного, Указом!"

Передовые русские люди - одни покидали Родину, другие притеснялись или просто уничтожались! Покинули Родину и А. С. Кудашев, и И. И. Сикорский, и Тимошенко, и Северский, и многие, многие другие.

Все началось очень давно (XVI век) с царского Указа царя Ивана Грозного:

"Человек не птица" крыльев не имат (не имеет), аще же приставить себе аки крылья деревянные - против естества творит. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело окоянного пса смердящего бросить свиньям на съедение. А выдумку, аки дьявольской помощью снаряженную, после божественной литургии огнем сжечь."("Нива", 1910 г., №43, стр.747)

Но не только "царский указ", а тормозило развитие России преклонение перед заграницей, веками насаждаемое на Руси!

1910 год.

"Пуще всего комитету не следует увлекаться мыслью создания воздушного флота в России по планам наших изобретателей и непременно из русских материалов...

...Комитет нисколько не обязан тратить бешеные деньги на всякие фантазии только потому, что эти фантазии родились в России.

Трудами братьев Райт, Сантос Дюмона, Блерио, Фармана, Ваузена и других аэропланы доведены в настоящее время до возможного при нынешнем состоянии техники совершенства.

И Комитету остается воспользоваться этими готовыми результатами." (Из выступления в феврале 1910 года высочайшего шефа русской авиации, Великого князя Александра Михайловича на открытии Отдела Воздушного Флота.)

И после 1917г. все остается "на круге своя". Один из руководителей ВСНХ "новой России" Ю.М.Ларин объявил авиазаводы подобными "фабрикам духов и помад", в которых не нуждается Советское государство и представил проект их ликвидации и перевода на производство мебели!

ДЕТСКИЕ ГОДЫ.

Детство мое проходило не так, как у большинства современных детей. У меня не было торжественного дня поступления в первый класс школы. В этот день все мальчишки и девчонки с цветами, сопровождаемые папами, мамами, дедушками или бабушками, гордые и радостные идут в первый класс. Так торжественно начинается их новый этап жизни.

Когда мне исполнилось 9 лет, я сдал экзамены сразу в 4-й класс. Нужно было сдать экзамены по русскому языку, письменный и устный, арифметике и географии. До этого две пожилые учительницы на дому учили меня и мою сестру уму-разуму.

К ужасу моей бедной матери я явился на экзамен в совершенно, с ее точки зрения, непотребном виде. Дело в том, что, во-первых, был август месяц и начали созревать грецкие орехи, а, во-вторых, у нас в саду проходили "кровопролитные сражения" между индейскими племенами. А жизнь требовала, чтобы воины имели боевую татуировку. Татуировка наносилась на все тело, включая и лицо, кожурой созревающих грецких орехов. Смыть ее было невозможно.

Моими любимыми книгами были "Маленькие дикари" Сетон-Томпсона, произведения Фенимора Купера и Майн Рида. В результате я явился на экзамен, размалеванный по всей форме. Мой грозный вид, а может быть и знания, сыграли свою роль, экзамен я выдержал и поступил в 4-й класс. Так начался мой новый школьный этап жизни. Это произошло в городе Черкассах, на высоком берегу Днепра.

В детстве я хорошо и много рисовал. У меня были чудесные английские краски. Особенно любил рисовать лошадей, говорили, что я подаю большие надежды.

Мое умение рисовать не пропало даром, учительница нашего 4-го класса совершенно не умела рисовать и не могла проводить урок рисования. Я как-то показал ей свои рисунки и она предложила мне оказать ей помощь и передать моим товарищам по учебе мои знания и умение рисовать.

Так в 9-ть лет я стал учителем рисования и ребята сочинили про меня шуточную песенку. Вот она:

"Наш учитель Селяков, ходит выше облаков; Просит денег у богов на починку сапогов!"

Я сначала пыхтел и обижался, я всегда был чисто и опрятно одет. Мама за мной следила. Так что денег на починку "сапогов" мне было не нужно.

В 1927 году моему отцу предложили занять должность главного инженера во вновь созданной организации "Аэрофотосъемка" при обществе "Добролет". Отец принял предложение и мы в 1928 году переехали в Москву.

<<оглавление>>



Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show




Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.