На главную
РќРћР’РћР•:
"Забота о здоровье авиапассажиров в тридевятом царстве" Статья - презентация Юрия Машкова (Публикуется с разрешения автора) >>>
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Л.Л.Селяков "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора."
Версия для печати Версия для печати

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКБ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РАБОТА В ОКБ А.Н.ТУПОЛЕВА


(Продолжение)

НЕМНОГО ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ В СОЮЗЕ.

Характерные черты деятельности А.Н.Туполева и его философия.

1924 г.

Создание пассажирского самолета АНТ-2

26 мая 1924 г. летчик Николай Иванович Петров поднял АНТ-2 в первый полет.

Цельнометаллический самолет АНТ-2, практически, был уменьшенной копией находящегося в эксплуатации в Союзе немецкого пассажирского цельнометаллического самолета фирмы Дорнье "Комета".

На Кольчугинском заводе было построено несколько экземпляров самолета АНТ-2. Руководил работами Е.И.Погосский.

Это была школа постройки цельнометаллических самолетов, основа ее, немецкие самолеты Г.Юнкерса и Дорнье.

Первый полет цельнометаллического самолета Юнкерс j-1 12.12.1915 г.

1928 г.

Создание пассажирского самолета АНТ-9

"... В конструкции трех моторного девятиместного пассажирского самолета АНТ-9 было использовано все, что возможно, от АНТ-7 (Р-6). Это позволило в короткий срок создать удачную конструкцию моноплана с высоко расположенным крылом.

В мае 1929г. начались полеты. Самолет оказался послушным в управлении и имел хорошую весовую отдачу. Сразу же приступил к серийному производству". (Андрей Николаевич Туполев - Жизнь и деятельность - стр.180).

После окончания сборки, до начала полетов, самолет АНТ-9 был выставлен на Красной Площади 1 мая 1929г. для обзора его демонстрантами.

Одновременно (с небольшим опозданием) с созданием самолета АНТ-9, без всякой "помпы" и "шумихи" в Харькове в КБ Калинина создается пассажирский самолет К-5, который стал одним из основных пассажирских самолетов в Союзе в 30-х годах.

После ряда замен типа двигателей, на обоих самолетах К-5 и ПС-9 (АНТ-9) остановились на отечественных двигателях - М-17. Оба самолета, в конечном итоге, выполняли одну и ту же полезную работу - перевозили 8-мь пассажиров со скоростью полета 170 - 180 км/час, на расстояние до 750 км, но самолет К-5 выполнял ее, имея только один двигатель М-17, тогда как самолет ПС-9 использовал для этой цели два двигателя М-17, что делало его менее рентабельным.

В результате в серийном производстве Союза было построено около 260 самолетов К-5 и только 70 самолетов ПС-9. ("Авиация" - Энциклопедия Москва 1944 г.)

Дело в том, что спроектированный К.Калининым пассажирский самолет К-5 имел площадь крыла 66 кв.м и взлетную массу 4000 кг. Тогда как построенный трех моторный пассажирский самолет АНТ-9, и созданная на его базе двухмоторная модификация ПС-9 имела площадь крыла 84 кв.м (что на 28% больше) и взлетную массу 6200 кг (на 55% больше).

К сожалению, все построенные пассажирские самолеты А.Н.Туполева, созданные по его философии "Быстрейшей постройки", начиная от ПС-9 и кончая Ту-154, переразмерены и поэтому относительно тяжелые. Ниже подробно изложена "Философия проектирования пассажирских самолетов" А.Н.Туполева.

Необходимо отметить, что самолет АНТ-7 (Р-6), крыло, оперение и силовая установка (М-17 для ПС-9) которого были использованы для быстрейшей постройки пассажирского самолета АНТ-9, имел сильную тряску оперения и силовых установок, с которой длительное время боролись. Несмотря на это, на базе самолета Р-6 был построен пассажирский самолет для перевозки служебных пассажиров.

Осенью 1933 г. служебный самолет Р-6 потерпел катастрофу. Погибли руководители авиационной промышленности Союза: Петр Илларионович Баранов, нач. ГУ ГВФ А.И.Гольцман, директор завода №22 Сергей Петрович Горбунов и др.

Катастрофа произошла из-за разрушения вертикального оперения, а точнее, разрушения роговой компенсации руля управления.

Изучением этого разрушения и проработкой рекомендаций ЦАГИ по ужесточению Норм прочности, касающихся расчетных нагрузок на оперение, как горизонтальное, так и вертикальное, занималась расчетная бригада, которой руководил Виктор Николаевич Беляев.

Решение многих вопросов прошло через мои руки. В результате этой работы появились новые Нормы прочности со значительным изменением, как характеристики, так и самой нагрузки на оперение. Появились так называемые "домики" на роговой компенсации рулей.

Кроме самолета АНТ-9, использовать крылья самолета АНТ-7 (Р-6), опять с целью ускорения создания нового самолета, было решено на морском самолете АНТ-8 (МДР-2), который А.Н.Туполев пытался создать быстрее создаваемого под руководством Н.В.Четверикова морского самолета МДР-3, первый полет которого состоялся 15 апреля 1932г.

После проведенных испытаний было принято решение работы по самолету АНТ-8 прекратить, а по самолету МДР-3 продолжить, но доводку его поручить КОСОС ЦАГИ. Переделка самолета началась в феврале 1933 г. и проводилась силами бригады №2, руководимой И.И.Погосским.

Таким образом, родился совершенно новый морской 3-моторный самолет АНТ-27 (МДР-4). Носовая и средние части лодки, и боковые поплавки были использованы с самолета МДР-3. Новое крыло с полотняной обшивкой. Испытания самолета МДР-4 начались в марте 1934г. 6 апреля 1934г. самолет МДР-4, пилотируемый И.И.Погосским, потерпел катастрофу при взлете от возникшей сильной продольной раскачки самолета, разрушившей самолет.

Экипаж погиб. В сентябре 1935г. второй опытный самолет МДР-4 потерпел катастрофу. Подвела полотняная обшивка крыла.

В 1936 - 37гг. было построено около 15 серийных самолетов этого типа в вариантах МДР и МТБ-1.

1935 - 1936 гг.

Приобретена лицензия на серийное производство американского пассажирского самолета фирмы Дуглас - ДС-3.

Освоение этого самолета, перевод его конструкции с дюймовой системы мер на метрическую, пересчет конструкции планера по нашим "Нормам прочности" и освоение плазовошаблонного метода проводится в Союзе под руководством В.М.Мясищева.

В.М.Мясищев охотно принял предложение возглавить работы по постройке лицензионного самолета и освоения его серийного производства.

Этим предложением открывался путь к самостоятельной творческой работе в качестве Главного конструктора.

Появилась реальная возможность выйти из-под опеки Туполева.

Самолет ДС-3 - ПС-84 стал важным этапом в становлении В.М.Мясищева, как организатора масштабных опытно-конструкторских работ.

Для выполнения этой работы вся бригада № 6 КОСОС/ а и ее руководитель В.М.Мясищев переводятся на серийный завод №84 г.Химки.

Это самолет под названием ПС-84 - Ли-2 (после ареста В.М.Мясищева всеми работами руководил главный инженер завода Лисунов, его именем и назван серийный самолет), длительное время был самым популярным и массовым пассажирским самолетом Союза.

Ну, а что Андрей Николаевич?!

А.Н.Туполев дает задание одному из своих помощников, А.А.Архангельскому и его коллективу в спешном порядке спроектировать на базе скоростного серийного самолета-бомбардировщика АНТ-40 (СБ) пассажирский самолет.

В качестве конкурента самолету ДС-3.

Крыло, оперение и шасси используется от самолета "СБ". Новый фюзеляж и новая силовая установка те же, что и на самолете ПС-84.

Боясь потерять скорость из-за необходимости увеличить, относительно мизерного сечения "СБ", поперечное сечение фюзеляжа, необходимое для размещения в нем пассажиров, фюзеляж создается очень малых размеров. Несмотря на то, что сам А.А.Архангельский высокого роста, среднего роста человек не может прямо стоять в фюзеляже нового самолета, а на ДС-3 спокойно могли стоять люди высокого роста.

Самолет построен в очень короткий срок.

Первый полет АНТ-35 состоялся 20 августа 1936г. под управлением летчика М.М.Громова.

Осенью 1936г. самолет был продемонстрирован на 15-ой авиационной выставке в Париже.

После демонстрации на последующих самолетах АНТ-35 сечение фюзеляжа было увеличено по высоте на 150 мм.

Сравнительные характеристики самолетов
ПС-84 и ПС-35 (АНТ-35)
с одинаковыми моторами

Таблица 7
Тип самолета ПС-84 (Ли-2) ПС-35 (АНТ-35)
Тип двигателя и кол. 2хАШ-62 НР 2хАШ-62 НР
Число пассажирских мест 21-28 10
Платная нагрузка, кг 3000 до 1050
Дальность полета, км 2500 до 1640
на скорости, км/час 320 375
Возможность перевозки грузов есть нет
Наличие большой боковой грузовой двери есть нет
Диапазон эксплуатационных центровок %%САХ 11-27 (16) 24,5-28,5 (4!)
Количество построенных серийных самолетов несколько тысяч 9 + 2 опытных

1945 - 1948 гг.

ОКБ С.В.Ильюшина разрабатывает 4-моторный пассажирский самолет на 66 пассажирских мест - ИЛ-18 (первый).

Первый полет этого самолета состоялся 17 августа 1946г. Самолет 30 июля 1947г. закончил первый этап заводских летных испытаний, и дальнейшие работы по нему были прекращены.

ОКБ А.Н.Туполева с 1946г. работает по освоению и выпуску рабочей документации на создание копии американского самолета В-29. В дальнейшем этот самолет получит название Ту-4. Несмотря на большой объем работ, и учитывая работы ОКБ С.В.Ильюшина по созданию 66-местного пассажирского самолета, Андрей Николаевич, используя готовые агрегаты и системы (крыло, оперение, шасси и силовую установку) самолета В-29 (в ОКБ были переданы три самолета В-29). Изменяя только фюзеляж, создает проект самолета Ту-70 на 48 пасс. мест типа "люкс", но принятые в спешке размерности фюзеляжа оказываются малы; их увеличивают (диаметр и длину, повторяется история с АНТ-35), и самолет Ту-70 в 72-местном пассажирском варианте заканчивается в постройке, опережая заданный Постановлением самолет-бомбардировщик (В-29) на 8 месяцев.

Первый полет самолет Ту-70 совершает 27 ноября 1946г. - летчик Ф.Ф.Опадчий.

Первый самолет Ту-4 под управлением Н.С.Рыбко совершает первый полет в июле 1947г.

Самолет Ту-70, так же, как и Ил-18 (первый образец), в серийное производство не передавались.


Что есть лучшего?
- сравнив прошедшее,
свести его с настоящим.

Козьма Прутков.

"Полнее сознавая прошедшее,
Мы уясняем современное,
Глубже опускаясь в смысл будущего,
Глядя назад - шагаем вперед".

А. И. Герцен.






Российская Авиация SVAVIA.RU * Все права защищены. © 2000


реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты