На главную
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Л.Л.Селяков "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора."
Версия для печати Версия для печати

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКБ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РАБОТА В ОКБ А.Н.ТУПОЛЕВА


(Продолжение)

ФИЛОСОФИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ А.Н.ТУПОЛЕВА

Начиная с 1925г. Андрей Николаевич Туполев упорно создавал школу быстрейшей постройки самолетов, продиктованной царившей в стране "ПОКАЗУХОЙ".

О создании школы проектирования необходимых стране экономически целесообразных пассажирских самолетов у А.Н.Т. вопрос не стоял, как, впрочем, и в Союзе.

Как-то в разговоре с Александром Ивановичем Макаревским, в то время начальником ЦАГИ, я обратил внимание на то, что создаваемые в ОКБ А.Н.Туполева пассажирские самолеты переразмерены - они очень большие для перевозимого ими числа пассажиров и веса полезной нагрузки и поэтому относительно очень тяжелые (хотя конструкция планера легкая), что делает их нерентабельными и совершенно неконкурентоспособными.

А.И.Макаревский на это мне ответил: "Зато А.Н.Туполев их быстро строит!"

Вот в этом все и дело. Главное - быть везде первым, везде забить "колья". Не давать организовать конкуренцию. Создать (и очень успешно) видимость нашего совершенства в технике, а что самолеты посредственные, плохо продуманные - это не так уж важно.

Знаменитый адвокат Плевако говорил и учитывал: "А судьи кто?!" Так и А.Н.Туполев учитывал полнейшую некомпетентность руководства, падкость его на парадность и показуху. Вот и строились быстро пассажирские самолеты, посредственность которых никого не волновала. А быстро строил самолеты А.Н.Туполев потому, что боялся конкуренции, прекрасно понимая, что допускать конкуренцию нельзя - можно проиграть.

Для наглядности существующего положения я разработал простейшие графики, наглядно показывающие тенденции мировой авиационной науки и наши достижения при создании пассажирских самолетов средней дальности.

На графике 12 была показана зависимость относительной размерности пассажирского самолета, приходящейся на одно пассажирское место.

Коэфф. В= Габаритная площадь крыла / Макс. число пасс. кресел = кв.м / пасс.

Действительно, чем больше приходится кв.м площади крыла (размерности самолета) на одно пассажирское кресло, тем больше веса пустого самолета и сжигаемого топлива (при прочих равных условиях) приходится на провоз одного пассажира, а это значит - нерентабельно.

Хотя этот график очень нагляден и прост, но ни А.Н.Туполев, ни Сергей Михайлович Егер его не поняли, а, может быть, и не хотели понять.

Во всяком случае, никаких практических выводов в дальнейшей рвоте сделано не было.

В прилагаемой таблице показаны сравнительные веса конструкции планера и пустого самолета, приходящиеся на одного пассажира, свидетельствующие о переразмерности наших пассажирских самолетов.

Действительно, если вы быстро строите самолеты, то это значит, что в проекте должно быть меньше риска, меньше новизны, а главное больше - наверняка!

Большая (переразмерная) площадь крыла, малые нагрузки на кв.м поверхности крыла, а, следовательно, малые Су, как на взлете, так и в крейсерском полете, не требуют больших научных, экспериментально-конструкторских работ. Тут "все ясно". Нет проблем. При этом гарантировано, что самолет полетит, как полетит - это другой вопрос. Не угадали, а это, безусловно (идея создания большого, но легкого самолета - невыполнима), с весом самолета, не получилась дальность и плохо с длиной разбега (в те времена о потребной длине ВПП вопрос не стоял, был важен только разбег на всех работающих двигателях), конструктор начинает "жать" на конструктора-двигателиста: "Давай тягу, давай расход, а самолет у меня получился хороший. Это подтверждает и летчик-испьпатель". Вот и вся философия проекта! Главная оценка самолета - субъективная оценка летчика-испытателя. Средств объективного контроля и экономической оценки не существовало.

Другое дело, большие нагрузки на кв.м, большие Су на взлете и крейсерском полете. Большие и трудоемкие исследования по созданию как самого крыла, работающего на больших Су, запаса по Су доп., и т.д., так и механизации крыла, обеспечивающей большие Су на взлете и посадке.

В этом случае - не сумел обеспечить получение больших Су взлета, да еще при большом значении аэродинамического качества (К), не сумел получить большой Су крейсерского полета без тряски, бафтинга и прочих "прелестей", не удалось получить Су доп., - не получился самолет.

Большой риск и большая работа.

В этом случае свалить на двигателиста неудачи с построенным самолетом нельзя, никакой новый или усовершенствованный двигатель компенсировать аэродинамические потери в данном случае не может.

Вот почему А.Н.Туполев быстро строил, строил "наверняка", мало считаясь с рентабельностью и экономической эффективностью пассажирского самолета. Такова его "философия" проектирования, которая и привела к глубокому отставанию нашей авиационной науки и технологии пассажирского самолетостроения.

Сравнительные весовые характеристики планера, отнесенные к одному пассажиру. Таблица 8.
Тип Ту-124 Ту-134 ВАС-I-II-200 -2 бортовых трапа; -В.С.У.; -реверс двигателей; -воздушные тормоза.
Год постройки 1960 1967 1963
Количество пасс. мест 44 64 79
Вес пустого снаряженного самолета на пасс. кг/пасс. 510 400 260
Вес крыла кг/пасс. 104 90 50
Вес фюзеляжа кг/пасс. 89 90 50
Вес оперения кг/пасс. 21 19 12
Вес шасси с гондолами кг/пасс. 42 31 14,5

Комментарии к этому - излишни!

В мире все закономерно и все имеет свои исторические корни, изучать и знать их совершенно необходимо, если мы собираемся активно участвовать в созидательном человеческом труде.

"Правильная детальная разработка проекта и производство, дающее высокое качество продукции, помогут получить хороший самолет, если первоначальный предварительный расчет производился соответствующим образом, но никакие деньги и никакие в мире инженеры не могут спасти самолет, сконструированный по ошибочному первоначальному замыслу". (1962 г. April 13 SAE preprint).






Российская Авиация SVAVIA.RU * Все права защищены. © 2000


реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты