Решая задачи проектирования самолетов по руководством В.Н.Беляева, в свободное от работы и учебы время, нами был спроектирован и построен в макетном цехе планер БП-2 (ЦАГИ-2) оригинальной схемы.
Крыло планера БП-2 имело необычную форму в плане, продиктованную желанием автора найти наиболее рациональную форму плана крыла, отвечающую противоречивым требованиям минимального веса и максимального аэродинамического качества.
Применением аэродинамической и геометрической крутки сечений крыла удалось создать крыло большого удлинения, большого сужения, обладающего высоким аэродинамическим качеством при малом весе конструкции.
Все теоретические расчеты были подтверждены проведенными продувками модели планера в аэродинамической трубе ЦАГИ.
Кроме того, разработанное крыло безхвостового планера обладало хорошими характеристиками продольного момента на разработанном было в два раза больше, чем на любом из существующих в то время бесхвостых планеров или самолетов и приближалось к размерности плеча аппарата "нормальной" схемы.
Динамическое плечо (в долях САХ) измеряется от центра тяжести летательного аппарата до оси вращения органов продольного управления (элевоны, руль высоты).
Таблица 1
Схема летательного аппарата
Плечо в долях САХ
треугольное крыло-парабола
0,5-0,55
стреловидное крыло
0,9-1,00
разработанное новое крыло
1,5-1,8
Планер БП-2 после окончания постройки был отправлен в Коктебель для участия во Всесоюзных Х планерных состязаниях. С этим планером и группой летающих моделей была командирована группа товарищей во главе с В.Н.Беляевым. В эту группу попал и я.
Надо сказать, что В.Н.Беляев относился ко мне, как к родному сыну. Характерная деталь: в Коктебеле было плохо с питанием и Виктор Николаевич, используя свои старые знакомства, старался устроиться сам и обязательно всегда брал и меня.
Было очень трогательно, когда этот большой и житейски нескладный человек приходил к знакомому директору того или иного санатория или дома отдыха и после рукопожатий и всяческих разговоров неловко осведомлялся, а нельзя ли у Вас покушать? (Вот нам с сыном). Надо отдать должное, отказов никогда не было.
По окончании соревнований тех комом планерного слета было принято решение: "Отправить в Москву аэропоезд в составе самолета буксировщика Р-5 и на буксире три планера: БП-2, ХАИ и бесхвостный планер БП-1 конструкции А.Сенькова. Из Коктебеля вылетели нормально, но до Москвы долетел только один планер БП-2. Остальные два вынуждены были отцепиться в районе Харькова из-за трудности пилотирования этих планеров на режиме буксировки, особенно в болтанку. Работы с летающей моделью не прошли даром. Маршрут перелета 6-7 октября 1934 г.: Коктебель, Джанкой - Мелитополь - Запорожье - Харьков - 4 ч. 02 мин; Харьков - Москва - 4ч. 10 мин. Пилот-паритель - Юдин.
После планера БП-2 был спроектирован и построен рекордный планер БП-3 (его аэродинамическое качество - 32). Этот планер успешно прошел испытания и был построен небольшой серией для полетов в Ейской школе морских летчиков. В его испытательных полетах в качестве пассажира летал Главный конструктор планера В.Н.Беляев
Все теоретические расчеты, эксперименты в аэродинамических трубах ЦАГИ, полеты летающих моделей (в свободном полете и на буксире) , а также летные испытания планера БП-2, проведенные в г. Коктебеле и по специальной программе в ЦАГИ (после перелета Коктебель - Москва), полностью подтвердили теорию и показали перспективность применения, разработанной В.Н.Беляевым, схемы крыла на планерах и самолетах.