ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА.

Записки авиаконструктора.

Л.Л.Селяков

ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ БЕЛЯЕВ
(краткая биографическая справка)

В 1925 г. В.Н.Беляев навсегда связал себя с авиацией, поступив в качестве инженера в авиационное конструкторское бюро, руководимое Д.П.Григоровичем.

В 1926 г. Виктор Николаевич переводится в ЦАГИ. Начало деятельности Виктора Николаевича совпало с коренной перестройкой авиационной техники в СССР.

На смену бипланам с крыльями, имеющими мягкую (полотняную) обшивку, приходят самолеты со свободно несущими крыльями, покрытыми жесткой обшивкой - гофром, а несколько позднее - с гладкой обшивкой. Значительно выросли и скорости их полета.

Задачу создания методики расчета на прочность свободнонесущих крыльев с жесткой обшивкой взялся решать В.Н.Беляев.

Разработанная им в 1926-1935 гг. методика, базирующаяся на теоретических исследованиях с предшествующим широким экспериментом и в настоящее время является основой для расчета на прочность прямых (малой стреловидноcnb) свободнонесущих крыльев с жесткой обшивкой во всех отечественных конструкторских бюро. Когда в 1931 г. в ЦАГИ был организован Отдел прочности авиационных конструкций (ОПАК), В.Н.Беляев счел необходимым совместить работу в бригаде №1 с работой ОПАК, где ему поручили руководство научной группой. Теорегические результаты, полученные его группой в ОПАК, немедленно применялись на практике в расчетах на прочность крыльев новых самолетов с последующей проверкой экспериментально.

У Виктора Николаевича в этот период появляется много учеников и последователей, помогавших ему в претворении в жизнь его идей и развивающих их применительно к более сложным задачам.

Глубоко разобравшись с флаттером, В.Н.Беляев разрабатывает флаттероустойчивые крылья и успешно их применяет в созданных им конструкциях планеров и самолете (планеры БП-2, БП-3, Казанский экспериментальный планер и самолет "ДБЛК"). На исследованиях, проведенных В.Н.Беляевым в явлениях флаттера, необходимо более подробно остановиться.

Впервые с реальной угрозой флаттера столкнулись в 1933 г. при проектировании крыла большого удлинения для самолета АНТ-25, загруженного большим количеством горючего. В.Н.Беляев, основываясь на ряде допущений, разработал приближенный метод расчета, позволяющий впервые в СССР определить критическую скорость флаттера для крыла реального самолета.

В 1936 г. В.Н.Беляев в соавторстве с 3.Л.Биленко и И.В.Ананьевым публикует в журнале "Техника Воздушного Флота" статью "К расчету на вибрацию трапецевидных и прямых крыльев", в которой предлагается упрощенный метод расчета критической скорости флаттера.

Впервые в авиационной жизни были точно сформулированы сложные взаимосвязи: жесткости крыла на кручение и изгиб, и положение центра тяжести сечений крыла относительно оси жесткости крыла.

Были разработаны методы и рекомендации по расположению грузов в носке крыла, значительно повышающие критическую скорость флаттера.

Одновременно с теоретическими работами по исследованию флаттера, В.Н.Беляев занимается экспериментальной проверкой полученных теоретических выводов. В области этих экспериментов заслуга В.Н.Беляева очень велика: он предложил остроумную идею - исследовать флаттер на моделях, так называемого, отсечного крыла. Такое крыло выполняется из отдельного, точно рассчитываемого стержня - лонжерона, на которой одеваются крепятся в одной точке профилированные отсеки крыла, не участвующие в изгибной и крутильной же сткостях крьша. В 1939 г. выходит его работа, опубликованная в трудам ЦАГИ "Расчет моноблочного крыла на изгиб". Эта работа имее! большое практическое значение и широко применялась в практике КБ.

Деятельность В.Н.Беляева оставила глубокий след в истории развития советской авиационной техники.

В 1940 г. ему была присуждена, без защиты, ученая степень доктора технических наук, а в 1949 г. решением Ученого Совета ЦАГИ В.Н.Беляеву было присвоено звание профессора.

Но жизнь сурова и не всегда справедлива.

Лишившись, перед самой Отечественной войной, коллектива (конструктора ОКБ-16 были переведены в ОКБ В.М.Петлякова), в которой под его руководством были созданы совершенно уникальные два самолета: "ДБЛК" и одноместный скоростной истребитель - проект "370", Виктор Николаевич остался не у дел.

Оба уникальных самолета были, по людской глупости и недальновидности, уничтожены на земле, чем совершено одно из многих преступлений в нашей авиационной промышленности.

Виктор Николаевич принимает предложение Владимира Михайловича Мясищева и эвакуируется с его коллективом летом 1941 г. в г. Омск и работает там консультантом по вопросам прочности.

Вернувшись из эвакуации, В.Н.Беляев возвращается на работу в Отдел Прочности ЦАГИ и работает там до последних своих дней.

Виктор Николаевич лето проводил со своей семьей на даче на ст. Щербинка Курской ж.д., снимая ее у сотрудников завода №156.

Сын Виктора Николаевича погиб на фронте.

У Виктора Николаевича были два, очень трудно выполнимых в наших условиях, желания:

- первое, подарить любимой внучке куклу, которая бы сама ходила;

- и второе, приобрести собственный автомобиль.

Он записался в очередь на приобретение и внес деньги, живя ожиданием дня получения автомашины.

И вот, в субботу, 25 июля 1953 г., он наконец нашел в комиссионном магазине долгожданную куклу и купил ее.

Приехав на дачу, он получил открытку-извещение, что может получить а/м "Победу". (Как вспоминает его жена). Счастливый и радостный, он лег в субботу спать и больше не проснулся.

Похоронен Виктор Николаевич Беляев на ст. Щербинка на сельском кладбище.

На его похороны пришли: А.И.Макаревский, Г.Н.Назаров, Н.Н.Корчемкин, я и еще несколько сотрудников ЦАГИ.

<<эоглавление>>



Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show



Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.