Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Х:
"–Ґ–£–Я–Ю–Ы–Х–Т–°–Ъ–Р–ѓ –®–Р–†–Р–У–Р" –Т –†–Ш–°–£–Э–Ъ–Р–• –Р.–Ь. –І–Х–†–Х–Ь–£–•–Ш–Э–Р" –Ъ–љ–Є–≥–∞ –Х.–Ы. –Ч–∞–ї–µ—Б—Б–Ї–Њ–є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю



—јћќЋ≈“џ  ќЌ—“–” “ќ–— ќ√ќ Ѕё–ќ ј.Ќ.“”ѕќЋ≈¬ј (—оставлено ћ.Ѕ.—аукке) (информаци€ добавлена по другим источникам)
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—оставлено ћ.Ѕ.—аукке (привод€тс€ данные об основных машинах, без учета модификаций)

(јндрей Ќиколаевич “уполев √рани дерзновенного творчества. ћ.1988)

Ўифр ѕервый вылет,
летчик-испытатель
“ип самолета ѕримечание
јЌ“-1 21 окт€бр€ 1923 г. ≈.».ѕогосский Ћегкий одноместный спортивный моноплан смешанной конструкции. ѕервый самолет конструкции ј.Ќ.“уполева.
јЌ“-2 26 ма€ 1924 г. Ќ.».ѕетров ѕассажирский самолет дл€ местных линий на 2 пассажира. ѕервый отечественный цельнометаллический самолет. Ѕыло начато мелкосерийное производство.
јЌ“-3 (–-3) јвгуст 1925 г. ¬.Ќ.‘илиппов

ƒвухместный разведчик, полутораплан.

ѕервый серийно строившийс€ цельнометаллический боевой самолет. ƒва выдающихс€ перелета: западный - "ѕролетарий", 1926г.; восточный - "Ќаш ответ", 1927г. ѕостроено 103 самолета. »спользовалс€ в ¬¬— и √¬‘ страны до середины 30-х годов.
јЌ“-4 (“Ѕ-1) 26 но€бр€ 1925 г. ј.».“омашевский ƒвухмоторный т€желый бомбардировщик. »спользовалс€ и на поплавковом шасси. ѕервый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан. —тал прототипом всех многомоторных бомбардировщиков свободнонесущей монопланной схемы. —троилс€ крупной серией. ѕервый воздушный авианосец. ¬ыдающиес€ перелеты: в —Ўј - "—трана —оветов", 1929г.; арктический, 1937г. ”частвовал в ¬еликой ќтечественной войне. —амолеты находились в эксплуатации в ¬¬— и √¬‘ вплоть до конца ¬еликой ќтечественной войны, первоначально по пр€мому назначению, а затем, как транспортные самолеты.
јЌ“-5 (»-4) 1927г. ќдноместный истребитель, подкосный полутораплан. —троилс€ серийно с 1927 по 1933г. »-4 с укороченным крылом (нижним) были первыми машинами, устанавливаемыми на крыле авиаматки “Ѕ-1. ¬первые “Ѕ-1 с двум€ »-4 на своем крыле подн€лс€ в воздух 3 декабр€ 1931г. ѕостроено 369 экземпл€ров.
јЌ“-6 (“Ѕ-3) 22 декабр€ 1930г. ћ.ћ.√ромов „етырехмоторный т€желый бомбардировщик ѕервый в мире четырехмоторный бомбардировщик-моноплан со свободнонесущим крылом. —троилс€ массовой серией. —тал основой стратегической авиации ———– в 1932-1938гг. Ќа его базе были созданы воздушно-десантные войска, военно-транспортна€ авиаци€. ¬ыдающиес€ перелеты: по ≈вропе - 1933-1934гг; —еверный полюс - 1937г.; полюс Ќедоступности - 1940-1941гг. »спользовалс€ в качестве воздушного авианосца. ”частвовал в ¬еликой ќтечественной войне.
јЌ“-7 (–-6) 1929г. ћ.ћ.√ромов ћногоцелевой двухмоторный самолет-разведчик. »спользовалс€ и на поплавковом шасси. ѕервый советский самолет, пролетевший над —еверным полюсом. —ыграл исключительную роль в деле освоени€ —ибири и ƒальнего ¬остока. —троилс€ серийно. ”частвовал в ¬еликой ќтечественной войне.
јЌ“-8 (ћƒ–-2) 30 €нвар€ 1931г. ќднолодочный морской дальний разведчик с 2 двигател€ми ѕервый цельнометаллический гидросамолет. ƒвигатели, расположенные на стойках на крыле, имели толкающие винты. ¬ серии не строилс€.
јЌ“-9 ћай 1929г. ћ.ћ.√ромов ѕассажирский дев€тиместный самолет с 3 двигател€ми. Ёкипаж 2 человека. ¬ариант - 2 двигател€. ѕервый массовый пассажирский цельнометаллический самолет. Ўироко использовалс€ в 30-х годах в јэрофлоте. ¬ыдающийс€ перелет по ≈вропе - " рыль€ —оветов", 1929г. ¬ходил в состав агитэскадрильи им. ћ.√орького - " рокодил". ”частвовал в ¬еликой ќтечественной войне.
јЌ“-10 (–-7) 30 €нвар€ 1930г. ћ.ћ.√ромов ƒвухместный разведчик. ¬ отличие от самолета –-3 бомбы размещались на внутренней подвеске в фюзел€же, бензобаки - в крыле. ¬ серии не строилс€.
јЌ“-11
-
ћорской крейсер ѕроект не был реализован (разработка 1929г.).
јЌ“-12 (»-5) 29 апрел€ 1930г. Ѕ.Ћ.Ѕухгольц ќдноместный истребитель. —троилс€ серийно, на вооружении состо€л около дев€ти лет.
јЌ“-13 (»-8 "∆окей", "ќбщественный самолет") 12 декабр€ 1930г. ћ.ћ.√ромов ќдноместный истребитель-перехватчик. Ќа нем впервые в ———– была достигнута скорость 303 км/ч. »з-за отсутстви€ нужного отечественного двигател€ серийно не строилс€.
јЌ“-14 "ѕравда" 14 августа 1931г. ћ.ћ.√ромов ѕассажирский самолет на 36 мест с 5 моторами —троилс€ дл€ предполагавшейс€ трансконтинентальной линии ћосква - ¬ладивосток. ѕо своим летно-техническим данным не уступал иностранным аналогам. ќдин из крупнейших пассажирских самолетов своего времени. “ак как из-за малого пассажиропотока использование самолетов јЌ“-14 было бы нерентабельным, сери€ не строилась. ƒо постройки јЌ“-20 самолет јЌ“-14 был флагманом агитэскадрильи им. ћ.√орького.
јЌ“-15
-
-
Ќет данных
јЌ“-16 (“Ѕ-4) 3 июл€ 1933г. ћ.ћ.√ромов Ўестимоторный т€желый бомбардировщик „етыре двигател€ располагались в носках крыла по его размаху; два - в тандемной установке над фюзел€жем. »мел самые крупные в мире бомбовые отсеки. ¬ серии не строилс€ - опыт был использован при постройке јЌ“-20.
јЌ“-17(“Ў)
-
“€желый штурмовик ѕроект не был реализован (разработка 1930г.)
јЌ“-18 (“Ў)
-
“€желый штурмовик ѕроект не был реализован (разработка 1930г.)
јЌ“-19
-
-
Ќет данных
јЌ“-20 ("ћаксим √орький") 17 июн€ 1934г. ћ.ћ.√ромов ¬осьмимоторный агитсамолет —амый большой в мире самолет с уникальным оборудованием дл€ агитационно-массовой работы. ѕри восьми членах экипажа брал на борт 72 пассажира. — 18 августа 1934г. - флагман агитэскадрильи им. ћ.√орького.
јЌ“-20 бис (ѕ—-124, Ћ-760) 15 ма€ 1939г. Ё.».Ўварц Ўестимоторный пассажирский самолет на 64 пассажира »спользовалс€ в јэрофлоте на линии ћосква - ћинеральные ¬оды.. — начала войны и до конца 1942г. служил грузовозом на тыловых лини€х.
јЌ“-21 (ћ»-3) —ент€брь 1933г. ».‘. озлов ƒвухмоторный многоместный истребитель ¬ процессе постройки и испытаний гофрированна€ обшивка постепенно замен€лась гладкой. ¬ серии не строилс€.
јЌ“-22 (ћ -1) 16 августа 1934г. “.¬.–€бенко ћорской крейсер, дальний разведчик открытого мор€ и бомбардировщик. ƒвухлодочный цельнометаллический гидросамолет с 6 двигател€ми в 3 тандемных установках.  рупнейший в мире из построенных по такой схеме. Ќа самолете установлен международный рекорд - груз 10040 кг подн€т на высоту 1942м. ¬ серии не строилс€.
јЌ“-23 (»-12, "Ѕауманский комсомолец" 29 августа 1931г. ».‘. озлов ќдноместный истребитель с двум€ двигател€ми, поставленными в тандем, и с кабиной летчика между ними. ¬ серии не строилс€.
јЌ“-24
-
-
Ќет данных
јЌ“-25 (–ƒ) 22 июн€ 1933г. ћ.ћ.√ромов ќдномоторный моноплан с крылом большого удлинени€. ”никальна€ машина, на которой был совершен р€д выдающихс€ перелетов и установлен мировой рекорд дальности беспасадочного полета по пр€мой. Ёкипаж - 3 человека. —троилась малой серией.
јЌ“-26 (“Ѕ-6)
-
12-моторный 70-тонный т€желый бомбардировщик Ѕыла начата постройка, но в 1936г. работы были прекращены. —тало очевидным, что дл€ бомбардировщика, помимо дальности и бомбовой нагрузки, необходимы скорость, высотность, мощное оборонительное вооружение. “ака€ машина - јЌ“-42 - выходила на испытани€.
јЌ“-27 (ћƒ–-4) јпрель 1934г. “.¬.–€бенко ћорской дальний разведчик Ћодка с подкрыльевыми поплавками. Ќа крыле - три двигател€: крайние - с т€нущими винтами, средний - с толкающим. ¬о врем€ заводских испытаний 15 апрел€ 1934г. потерпел катастрофу при взлете.
јЌ“-27 бис (ћ“Ѕ-1) 29 окт€бр€ 1934г. “.¬.–€бенко ћорской торпедоносец-бомбардировщик ƒублер самолета јЌ“-27 с новым боевым назначением. —троилс€ небольшой серией.
јЌ“-28
-
“ранспортный вариант јЌ“-26 ѕроект не был осуществлен.
јЌ“-29 (ƒ»ѕ) 14 феврал€ 1935г. —.ј. орзинщиков ƒвухместный истребитель, пушечный. ¬ серии не строилс€.
јЌ“-30
-
-
Ќет данных
јЌ“-31 (»-14) 27 ма€ 1933г.  . .ѕопов ќдноместный истребитель-моноплан ѕервый в ———– истребитель, построенный не по бипланной, а по монопланной схеме. ¬первые на истребителе применено убираемое в полете шасси. јЌ“-31 бис строилс€ небольшой серией.
јЌ“-32
-
ќдноместный истребитель –аботы прекращены (1934г.) в стадии эскизного проектировани€.
јЌ“-33
-
-
Ќет данных
јЌ“-34
-
-
Ќет данных
јЌ“-35 (ѕ—-35) 20 августа 1936г. ћ.ћ.√ромов ѕассажирский скоростной самолет. Ёкипаж - 2 человека, пассажиров - 10 человек. —амолет имел хорошие летные качества. —троилс€ небольшой серией. »спользовалс€ в јэрофлоте до 1941г.; принимал участие в ¬еликой ќтечественной войне.
јЌ“-36 (–ƒ-¬¬, ƒЅ-1)
-
ќдномоторный дальний бомбардировщик ¬ 1933г. работы были прекращены.   этому времени скорость и вооружение машины уже не соответствовали возросшим требовани€м.
јЌ“-37 (ƒЅ-2) 15 июн€ 1935г.  . .ѕопов ƒвухмоторный дальний бомбардировщик. —амолет разрушилс€ в воздухе 20 июл€ 1935г. из-за вибрации горизонтального оперени€. ѕостроено две машины.
јЌ“-37 бис (ƒЅ-2Ѕ, "–одина") 25 феврал€ 1936г. ћ.ё.јлексеев ƒвухмоторный трехместный рекордный самолет ѕостроен на базе јЌ“-37 с расчетной дальностью полета 7000 - 8000 км. ”становлен женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по пр€мой 24-25 сент€бр€ 1938г.
јЌ“-38
-
-
Ќет данных
јЌ“-39
-
-
Ќет данных
јЌ“-40 (—Ѕ) 7 окт€бр€ 1934г.  . .ѕопов ƒвухмоторный трехместный скоростной бомбардировщик ѕродуманность и из€щество конструкции обеспечивали необычайно долгую боевую жизнь машины. ѕопытки создать лучший, чем —Ѕ, фронтовой бомбардировщик до 1940г. успеха не имели. —троилс€ массовой серией.   началу ¬еликой ќтечественной войны фронтова€ бомбардировочна€ авиаци€ на 94% состо€ла из —Ѕ.
јЌ“-41 (“-1) 2 июл€ 1936г. ј.ѕ.„ернавский ƒвухмоторный торпедоносец ѕоказал отличные летные качества. Ќа 14-м полете разрушилс€ от изгибно-элеронного флаттера крыла. ¬ серии не строилс€.
јЌ“-42 (“Ѕ-7, ѕе-8) 27 декабр€ 1936г. ћ.ћ.√ромов „етырехмоторный высотный дальний скоростной стратегический бомбардировщик —оздан взамен устаревшего јЌ“-6. "Ћетающа€ крепость", не имевша€ себе равных. —троилс€ серийно в течение всей ¬еликой ќтечественной войны, до 1945г. ѕостроено 93 машины. ѕримен€лс€ в стратегических и тактических операци€х войны. ¬ыдающийс€ перелет в —Ўј через јтлантику - 1942г. ѕрименение “Ѕ-7 в войне подтвердило взгл€ды ћ.Ќ.“ухачевского, ј.Ќ.“уполева на необходимость стратегической авиации при отражении агрессии.
јЌ“-43
-
-
Ќет данных
јЌ“-44 (ћ“Ѕ-2, "„айка") 19 апрел€ 1937г. “.¬.–€бенко „етырехмоторный т€желый бомбардировщик. Ћетающа€ лодка-амфиби€. ”становлено четыре рекорда по классу "амфиби€". ”частвовал в ¬еликой ќтечественной войне. ¬ серии не строилс€.
јЌ“-45
-
ƒвухместный истребитель –аботы были прекращены на стадии эскизного проектировани€ (1936г.)
јЌ“-46 (ƒ»-8) 9 августа 1935г. ƒвухмоторный двухместный истребитель Ќа госиспытани€ не был передан
јЌ“-47
-
-
Ќет данных
јЌ“-48
-
-
Ќет данных
јЌ“-49
-
-
Ќет данных
јЌ“-50
-
ѕассажирский самолет –аботы были прекращены на стадии эскизного проектировани€ (1937г.)
јЌ“-51 ("»ванов") 25 августа 1937г. ћ.ћ.√ромов ќдномоторный разведчик-моноплан —троилс€ серийно. ƒальнейшие модификации: ЅЅ-1, —у-2.
јЌ“-52
-
-
Ќет данных
јЌ“-53
-
„етырехмоторный пассажирский самолет. –аботы были прекращены на стадии эскизного проектировани€ (1936г.)
јЌ“-54
-
-
Ќет данных
јЌ“-55
-
-
Ќет данных
јЌ“-56
-
-
Ќет данных
јЌ“-57
-
-
Ќет данных
"103" (јЌ“-58, “у-2) 29 €нвар€ 1941г. ћ.ј.Ќюхтиков ƒвухмоторный фронтовой пикирующий бомбардировщик ѕрототип самолета “у-2, лучшего фронтового бомбардировщика второй мировой войны. —амолет “у-2 имел модификации: скоростной дальний бомбардировщик, фоторазведчик, штурмовик, торпедоносец. ¬арианты самолета имели шифры от "58" до "69". 28 марта 1942г. приказом Ќ јѕ є234 самолетам "103" был присвоен шифр “у-2. —троилс€ серийно.
“у-4 ћай 1947г. Ќ.—.–ыбко ƒальний т€желый стратегический четырехмоторный бомбардировщик ¬первые все элементы оборудовани€ были сведены в системы. ѕоследний серийный т€желый бомбардировщик с поршневыми двигател€ми. —троилс€ серийно.
“у-12 ("77") 27 июн€ 1947г. ј.ƒ.ѕерелет ƒвухмоторный бомбардировщик с турбореактивными двигател€ми. ѕервый советский реактивный бомбардировщик. ѕостроен на базе самолета “у-2 в нескольких экземпл€рах дл€ экспериментальных целей. —хема шасси - с носовым колесом.
“у-14 "73" 29 декабр€ 1947г. ‘.‘.ќпадчий “рехдвигательный реактивный бомбардировщик (третий двигатель в хвосте). ќсновна€ модификаци€ имела два двигател€, кормовую стрелковую кабину. —троилс€ небольшой серией. ѕримен€лс€ в качестве торпедоносца в ¬ћ‘. ћодификации имели шифры: "72", "73", "74", "78", "79", "81", "89".
“у-16 "88" 27 апрел€ 1952г. Ќ.—.–ыбко ƒвухдвигательный дальний бомбардировщик со стреловидным крылом ѕредыдущие разработки (от “у-12 до “у-86) позволили создать этапный реактивный бомбардировщик. ћногие годы самолет не имел себе равных в мире.
“у-64
-
„етырехмоторный дальний высотный скоростной стратегический бомбардировщик. Ѕыло начато проектирование, выполнены продувки моделей. –аботы были прекращены в 1946г. в св€зи с заданием по “у-4.
“у-70 27 но€бр€ 1946г. ‘.‘.ќпадчий „етырехмоторный пассажирский магистральный самолет. Ёкипаж - 6 человек, пассажиров - 72 человека. ѕервый советский многомоторный пассажирский самолет дл€ дальних линий с герметичным салоном. ќтвечал уровню мирового самолетостроени€. —ерийно не выпускалс€ из-за отсутстви€ мощных пассажиропотоков в первые послевоенные годы. —оздан на базе “у-4.
“у-75 22 €нвар€ 1950г. ј.ƒ.ѕерелет „етырехмоторный десантно-транспортный самолет ѕоднимал 10 т груза или 100 десантников с вооружением. —ерийно не строилс€.
“у-80 1 декабр€ 1949г. ј.ƒ.ѕерелет ƒальний четырехмоторный бомбардировщик ѕромежуточный тип дл€ перехода к “у-85. ¬ серии не строилс€.
“у-82 ‘евраль 1949г. ј.ƒ.ѕерелет ƒвухмоторный фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом ¬первые в ———– применено двухлонжеронное стреловидное крыло.  онструкци€ была хорошо продуманной дл€ серийного производства. Ѕыл выпущен дублер под шифром "83".
“у-85 9 €нвар€ 1951г. ј.ƒ.ѕерелет „етырехмоторный т€желый дальний межконтинентальный бомбардировщик ѕоследний т€желый бомбардировщик с пр€мым крылом и поршневыми двигател€ми, доведенный до совершенства. ƒальность с грузом 5 т - 12200 км. ѕостроено 2 экземпл€ра.
“у-86
-
ƒвухмоторный бомбардировщик –азвитие схемы “у-82. –аботы велись в 1951г., были прекращены из-за отсутстви€ запланированных двигателей.
“у-95 11 но€бр€ 1952г. ј.ƒ.ѕерелет „етырехмоторный стратегический ракетоносец. ћежконтинентальный ракетоносец со стреловидным крылом и турбовинтовыми двигател€ми. —троилс€ серийно.
“у-104 17 июн€ 1955г. ё.“.јлашеев –еактивный двухдвигательный пассажирский самолет на 50 мест со стреловидным крылом. ѕервый в мире пассажирский реактивный самолет, регул€рно эксплуатировавшийс€ на воздушных лини€х. ѕроизвел подлинную революцию во всех службах јэрофлота. Ќа самолете выполнен р€д выдающихс€ перелетов, установлено 26 мировых рекордов. ѕостроен на базе самолета “у-16, имел р€д модификаций.
“у-110 11 марта 1957г. ƒ.¬.«юзин „етырехдвигательный реактивный пассажирский самолет. ѕреимуществ в эксплуатации по сравнению с самолетом “у-104 получено не было. ѕостроено несколько машин.
“у-114 15 но€бр€ 1957г. ј.ѕ.якимов ћежконтинентальный турбовинтовой пассажирский самолет. ѕервый советский двухпалубный аэробус на 224 пассажира. ќбслуживал сверхдальние линии јэрофлота - в √авану, Ќью-…орк, ƒели, ѕекин. ”становлено 32 мировых рекорда.
“у-124 24 марта 1960г. ј.ƒ. алина –еактивный пассажирский самолет с 2 турбовентил€торными двигател€ми. —амолет дл€ средних и коротких линий.
“у-134 29 июл€ 1963г. ј.ƒ. алина –еактивный пассажирский самолет с 2 двигател€ми ¬первые использована в ќ Ѕ нова€ компоновка: двигатели на пилонах вынесены в хвостовую часть фюзел€жа, горизонтальное оперение - сверху кил€. —амый массовый и надежный самолет јэрофлота. »меет много модификаций.
“у-144 31 декабр€ 1968г. Ё.¬.≈л€н —верхзвуковой пассажирский самолет ѕервый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет.  онструирование и эксплуатаци€ первого поколени€ подобных самолетов позволили решить целый комплекс новых научно-технических задач в авиации.
“у-154 3 окт€бр€ 1968г. ё.¬.—ухов “редвигательный реактивный пассажирский самолет *9Ќаиболее экономичный самолет јэрофлота. Ўироко используетс€ на внутренних и международных магистральных авиалини€х в различных модификаци€х.


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты