САМОЛЕТЫ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО А.Н.ТУПОЛЕВА

Составлено М.Б.Саукке (приводятся данные об основных машинах, без учета модификаций)

Шифр Первый вылет,
летчик-испытатель
Тип самолета Примечание
АНТ-1 21 октября 1923 г. Е.И.Погосский Легкий одноместный спортивный моноплан смешанной конструкции. Первый самолет конструкции А.Н.Туполева.
АНТ-2 26 мая 1924 г. Н.И.Петров Пассажирский самолет для местных линий на 2 пассажира. Первый отечественный цельнометаллический самолет. Было начато мелкосерийное производство.
АНТ-3 (Р-3) Август 1925 г. В.Н.Филиппов

Двухместный разведчик, полутораплан.

Первый серийно строившийся цельнометаллический боевой самолет. Два выдающихся перелета: западный - "Пролетарий", 1926г.; восточный - "Наш ответ", 1927г.
АНТ-4 (ТБ-1) 26 ноября 1925 г. А.И.Томашевский Двухмоторный тяжелый бомбардировщик. Использовался и на поплавковом шасси. Первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан. Стал прототипом всех многомоторных бомбардировщиков свободнонесущей монопланной схемы. Строился крупной серией. Первый воздушный авианосец. Выдающиеся перелеты: в США - "Страна Советов", 1929г.; арктический, 1937г. Участвовал в Великой Отечественной войне.
АНТ-5 (И-4) 1927г. Одноместный истребитель, подкосный полутораплан. Строился серийно с 1927 по 1933г. И-4 с укороченным крылом (нижним) были первыми машинами, устанавливаемыми на крыле авиаматки ТБ-1. Впервые ТБ-1 с двумя И-4 на своем крыле поднялся в воздух 3 декабря 1931г.
АНТ-6 (ТБ-3) 22 декабря 1930г. М.М.Громов Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Первый в мире четырехмоторный бомбардировщик-моноплан со свободнонесущим крылом. Строился массовой серией. Стал основой стратегической авиации СССР в 1932-1938гг. На его базе были созданы воздушно-десантные войска, военно-транспортная авиация. Выдающиеся перелеты: по Европе - 1933-1934гг; Северный полюс - 1937г.; полюс Недоступности - 1940-1941гг. Использовался в качестве воздушного авианосца. Участвовал в Великой Отечественной войне.
АНТ-7 (Р-6) 1929г. М.М.Громов Многоцелевой двухмоторный самолет-разведчик. Использовался и на поплавковом шасси. Первый советский самолет, пролетевший над Северным полюсом. Сыграл исключительную роль в деле освоения Сибири и Дальнего Востока. Строился серийно. Участвовал в Великой Отечественной войне.
АНТ-8 (МДР-2) 30 января 1931г. Однолодочный морской дальний разведчик с 2 двигателями Первый цельнометаллический гидросамолет. Двигатели, расположенные на стойках на крыле, имели толкающие винты. В серии не строился.
АНТ-9 Май 1929г. М.М.Громов Пассажирский девятиместный самолет с 3 двигателями. Экипаж 2 человека. Вариант - 2 двигателя. Первый массовый пассажирский цельнометаллический самолет. Широко использовался в 30-х годах в Аэрофлоте. Выдающийся перелет по Европе - "Крылья Советов", 1929г. Входил в состав агитэскадрильи им. М.Горького - "Крокодил". Участвовал в Великой Отечественной войне.
АНТ-10 (Р-7) 30 января 1930г. М.М.Громов Двухместный разведчик. В отличие от самолета Р-3 бомбы размещались на внутренней подвеске в фюзеляже, бензобаки - в крыле. В серии не строился.
АНТ-11
-
Морской крейсер Проект не был реализован (разработка 1929г.).
АНТ-12 (И-5) 29 апреля 1930г. Б.Л.Бухгольц Одноместный истребитель. Строился серийно, на вооружении состоял около девяти лет.
АНТ-13 (И-8 "Жокей", "Общественный самолет") 12 декабря 1930г. М.М.Громов Одноместный истребитель-перехватчик. На нем впервые в СССР была достигнута скорость 303 км/ч. Из-за отсутствия нужного отечественного двигателя серийно не строился.
АНТ-14 "Правда" 14 августа 1931г. М.М.Громов Пассажирский самолет на 36 мест с 5 моторами Строился для предполагавшейся трансконтинентальной линии Москва - Владивосток. По своим летно-техническим данным не уступал иностранным аналогам. Один из крупнейших пассажирских самолетов своего времени. Так как из-за малого пассажиропотока использование самолетов АНТ-14 было бы нерентабельным, серия не строилась. До постройки АНТ-20 самолет АНТ-14 был флагманом агитэскадрильи им. М.Горького.
АНТ-15
-
-
Нет данных
АНТ-16 (ТБ-4) 3 июля 1933г. М.М.Громов Шестимоторный тяжелый бомбардировщик Четыре двигателя располагались в носках крыла по его размаху; два - в тандемной установке над фюзеляжем. Имел самые крупные в мире бомбовые отсеки. В серии не строился - опыт был использован при постройке АНТ-20.
АНТ-17(ТШ)
-
Тяжелый штурмовик Проект не был реализован (разработка 1930г.)
АНТ-18 (ТШ)
-
Тяжелый штурмовик Проект не был реализован (разработка 1930г.)
АНТ-19
-
-
Нет данных
АНТ-20 ("Максим Горький") 17 июня 1934г. М.М.Громов Восьмимоторный агитсамолет Самый большой в мире самолет с уникальным оборудованием для агитационно-массовой работы. При восьми членах экипажа брал на борт 72 пассажира. С 18 августа 1934г. - флагман агитэскадрильи им. М.Горького.
АНТ-20 бис (ПС-124, Л-760) 15 мая 1939г. Э.И.Шварц Шестимоторный пассажирский самолет на 64 пассажира Использовался в Аэрофлоте на линии Москва - Минеральные Воды.. С начала войны и до конца 1942г. служил грузовозом на тыловых линиях.
АНТ-21 (МИ-3) Сентябрь 1933г. И.Ф.Козлов Двухмоторный многоместный истребитель В процессе постройки и испытаний гофрированная обшивка постепенно заменялась гладкой. В серии не строился.
АНТ-22 (МК-1) 16 августа 1934г. Т.В.Рябенко Морской крейсер, дальний разведчик открытого моря и бомбардировщик. Двухлодочный цельнометаллический гидросамолет с 6 двигателями в 3 тандемных установках. Крупнейший в мире из построенных по такой схеме. На самолете установлен международный рекорд - груз 10040 кг поднят на высоту 1942м. В серии не строился.
АНТ-23 (И-12, "Бауманский комсомолец" 29 августа 1931г. И.Ф.Козлов Одноместный истребитель с двумя двигателями, поставленными в тандем, и с кабиной летчика между ними. В серии не строился.
АНТ-24
-
-
Нет данных
АНТ-25 (РД) 22 июня 1933г. М.М.Громов Одномоторный моноплан с крылом большого удлинения. Уникальная машина, на которой был совершен ряд выдающихся перелетов и установлен мировой рекорд дальности беспасадочного полета по прямой. Экипаж - 3 человека. Строилась малой серией.
АНТ-26 (ТБ-6)
-
12-моторный 70-тонный тяжелый бомбардировщик Была начата постройка, но в 1936г. работы были прекращены. Стало очевидным, что для бомбардировщика, помимо дальности и бомбовой нагрузки, необходимы скорость, высотность, мощное оборонительное вооружение. Такая машина - АНТ-42 - выходила на испытания.
АНТ-27 (МДР-4) Апрель 1934г. Т.В.Рябенко Морской дальний разведчик Лодка с подкрыльевыми поплавками. На крыле - три двигателя: крайние - с тянущими винтами, средний - с толкающим. Во время заводских испытаний 15 апреля 1934г. потерпел катастрофу при взлете.
АНТ-27 бис (МТБ-1) 29 октября 1934г. Т.В.Рябенко Морской торпедоносец-бомбардировщик Дублер самолета АНТ-27 с новым боевым назначением. Строился небольшой серией.
АНТ-28
-
Транспортный вариант АНТ-26 Проект не был осуществлен.
АНТ-29 (ДИП) 14 февраля 1935г. С.А.Корзинщиков Двухместный истребитель, пушечный. В серии не строился.
АНТ-30
-
-
Нет данных
АНТ-31 (И-14) 27 мая 1933г. К.К.Попов Одноместный истребитель-моноплан Первый в СССР истребитель, построенный не по бипланной, а по монопланной схеме. Впервые на истребителе применено убираемое в полете шасси. АНТ-31 бис строился небольшой серией.
АНТ-32
-
Одноместный истребитель Работы прекращены (1934г.) в стадии эскизного проектирования.
АНТ-33
-
-
Нет данных
АНТ-34
-
-
Нет данных
АНТ-35 (ПС-35) 20 августа 1936г. М.М.Громов Пассажирский скоростной самолет. Экипаж - 2 человека, пассажиров - 10 человек. Самолет имел хорошие летные качества. Строился небольшой серией. Использовался в Аэрофлоте до 1941г.; принимал участие в Великой Отечественной войне.
АНТ-36 (РД-ВВ, ДБ-1)
-
Одномоторный дальний бомбардировщик В 1933г. работы были прекращены. К этому времени скорость и вооружение машины уже не соответствовали возросшим требованиям.
АНТ-37 (ДБ-2) 15 июня 1935г. К.К.Попов Двухмоторный дальний бомбардировщик. Самолет разрушился в воздухе 20 июля 1935г. из-за вибрации горизонтального оперения. Построено две машины.
АНТ-37 бис (ДБ-2Б, "Родина" 25 февраля 1936г. М.Ю.Алексеев Двухмоторный трехместный рекордный самолет Построен на базе АНТ-37 с расчетной дальностью полета 7000 - 8000 км. Установлен женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой 24-25 сентября 1938г.
АНТ-38
-
-
Нет данных
АНТ-39
-
-
Нет данных
АНТ-40 (СБ) 7 октября 1934г. К.К.Попов Двухмоторный трехместный скоростной бомбардировщик Продуманность и изящество конструкции обеспечивали необычайно долгую боевую жизнь машины. Попытки создать лучший, чем СБ, фронтовой бомбардировщик до 1940г. успеха не имели. Строился массовой серией. К началу Великой Отечественной войны фронтовая бомбардировочная авиация на 94% состояла из СБ.
АНТ-41 (Т-1) 2 июля 1936г. А.П.Чернавский Двухмоторный торпедоносец Показал отличные летные качества. На 14-м полете разрушился от изгибно-элеронного флаттера крыла. В серии не строился.
АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) 27 декабря 1936г. М.М.Громов Четырехмоторный высотный дальний скоростной стратегический бомбардировщик Создан взамен устаревшего АНТ-6. "Летающая крепость", не имевшая себе равных. Строился серийно в течение всей Великой Отечественной войны, до 1945г. Построено 93 машины. Применялся в стратегических и тактических операциях войны. Выдающийся перелет в США через Атлантику - 1942г. Применение ТБ-7 в войне подтвердило взгляды М.Н.Тухачевского, А.Н.Туполева на необходимость стратегической авиации при отражении агрессии.
АНТ-43
-
-
Нет данных
АНТ-44 (МТБ-2, "Чайка") 19 апреля 1937г. Т.В.Рябенко Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик. Летающая лодка-амфибия. Установлено четыре рекорда по классу "амфибия". Участвовал в Великой Отечественной войне. В серии не строился.
АНТ-45
-
Двухместный истребитель Работы были прекращены на стадии эскизного проектирования (1936г.)
АНТ-46 (ДИ-8) 9 августа 1935г. Двухмоторный двухместный истребитель На госиспытания не был передан
АНТ-47
-
-
Нет данных
АНТ-48
-
-
Нет данных
АНТ-49
-
-
Нет данных
АНТ-50
-
Пассажирский самолет Работы были прекращены на стадии эскизного проектирования (1937г.)
АНТ-51 ("Иванов") 25 августа 1937г. М.М.Громов Одномоторный разведчик-моноплан Строился серийно. Дальнейшие модификации: ББ-1, Су-2.
АНТ-52
-
-
Нет данных
АНТ-53
-
Четырехмоторный пассажирский самолет. Работы были прекращены на стадии эскизного проектирования (1936г.)
АНТ-54
-
-
Нет данных
АНТ-55
-
-
Нет данных
АНТ-56
-
-
Нет данных
АНТ-57
-
-
Нет данных
"103" (АНТ-58, Ту-2) 29 января 1941г. М.А.Нюхтиков Двухмоторный фронтовой пикирующий бомбардировщик Прототип самолета Ту-2, лучшего фронтового бомбардировщика второй мировой войны. Самолет Ту-2 имел модификации: скоростной дальний бомбардировщик, фоторазведчик, штурмовик, торпедоносец. Варианты самолета имели шифры от "58" до "69". 28 марта 1942г. приказом НКАП №234 самолетам "103" был присвоен шифр Ту-2. Строился серийно.
Ту-4 Май 1947г. Н.С.Рыбко Дальний тяжелый стратегический четырехмоторный бомбардировщик Впервые все элементы оборудования были сведены в системы. Последний серийный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями. Строился серийно.
Ту-12 ("77") 27 июня 1947г. А.Д.Перелет Двухмоторный бомбардировщик с турбореактивными двигателями. Первый советский реактивный бомбардировщик. Построен на базе самолета Ту-2 в нескольких экземплярах для экспериментальных целей. Схема шасси - с носовым колесом.
Ту-14 "73" 29 декабря 1947г. Ф.Ф.Опадчий Трехдвигательный реактивный бомбардировщик (третий двигатель в хвосте). Основная модификация имела два двигателя, кормовую стрелковую кабину. Строился небольшой серией. Применялся в качестве торпедоносца в ВМФ. Модификации имели шифры: "72", "73", "74", "78", "79", "81", "89".
Ту-16 "88" 27 апреля 1952г. Н.С.Рыбко Двухдвигательный дальний бомбардировщик со стреловидным крылом Предыдущие разработки (от Ту-12 до Ту-86) позволили создать этапный реактивный бомбардировщик. Многие годы самолет не имел себе равных в мире.
Ту-64
-
Четырехмоторный дальний высотный скоростной стратегический бомбардировщик. Было начато проектирование, выполнены продувки моделей. Работы были прекращены в 1946г. в связи с заданием по Ту-4.
Ту-70 27 ноября 1946г. Ф.Ф.Опадчий Четырехмоторный пассажирский магистральный самолет. Экипаж - 6 человек, пассажиров - 72 человека. Первый советский многомоторный пассажирский самолет для дальних линий с герметичным салоном. Отвечал уровню мирового самолетостроения. Серийно не выпускался из-за отсутствия мощных пассажиропотоков в первые послевоенные годы. Создан на базе Ту-4.
Ту-75 22 января 1950г. А.Д.Перелет Четырехмоторный десантно-транспортный самолет Поднимал 10 т груза или 100 десантников с вооружением. Серийно не строился.
Ту-80 1 декабря 1949г. А.Д.Перелет Дальний четырехмоторный бомбардировщик Промежуточный тип для перехода к Ту-85. В серии не строился.
Ту-82 Февраль 1949г. А.Д.Перелет Двухмоторный фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом Впервые в СССР применено двухлонжеронное стреловидное крыло. Конструкция была хорошо продуманной для серийного производства. Был выпущен дублер под шифром "83".
Ту-85 9 января 1951г. А.Д.Перелет Четырехмоторный тяжелый дальний межконтинентальный бомбардировщик Последний тяжелый бомбардировщик с прямым крылом и поршневыми двигателями, доведенный до совершенства. Дальность с грузом 5 т - 12200 км. Построено 2 экземпляра.
Ту-86
-
Двухмоторный бомбардировщик Развитие схемы Ту-82. Работы велись в 1951г., были прекращены из-за отсутствия запланированных двигателей.
Ту-95 11 ноября 1952г. А.Д.Перелет Четырехмоторный стратегический ракетоносец. Межконтинентальный ракетоносец со стреловидным крылом и турбовинтовыми двигателями. Строился серийно.
Ту-104 17 июня 1955г. Ю.Т.Алашеев Реактивный двухдвигательный пассажирский самолет на 50 мест со стреловидным крылом. Первый в мире пассажирский реактивный самолет, регулярно эксплуатировавшийся на воздушных линиях. Произвел подлинную революцию во всех службах Аэрофлота. На самолете выполнен ряд выдающихся перелетов, установлено 26 мировых рекордов. Построен на базе самолета Ту-16, имел ряд модификаций.
Ту-110 11 марта 1957г. Д.В.Зюзин Четырехдвигательный реактивный пассажирский самолет. Преимуществ в эксплуатации по сравнению с самолетом Ту-104 получено не было. Построено несколько машин.
Ту-114 15 ноября 1957г. А.П.Якимов Межконтинентальный турбовинтовой пассажирский самолет. Первый советский двухпалубный аэробус на 224 пассажира. Обслуживал сверхдальние линии Аэрофлота - в Гавану, Нью-Йорк, Дели, Пекин. Установлено 32 мировых рекорда.
Ту-124 24 марта 1960г. А.Д.Калина Реактивный пассажирский самолет с 2 турбовентиляторными двигателями. Самолет для средних и коротких линий.
Ту-134 29 июля 1963г. А.Д.Калина Реактивный пассажирский самолет с 2 двигателями Впервые использована в ОКБ новая компоновка: двигатели на пилонах вынесены в хвостовую часть фюзеляжа, горизонтальное оперение - сверху киля. Самый массовый и надежный самолет Аэрофлота. Имеет много модификаций.
Ту-144 31 декабря 1968г. Э.В.Елян Сверхзвуковой пассажирский самолет Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Конструирование и эксплуатация первого поколения подобных самолетов позволили решить целый комплекс новых научно-технических задач в авиации.
Ту-154 3 октября 1968г. Ю.В.Сухов Трехдвигательный реактивный пассажирский самолет *9Наиболее экономичный самолет Аэрофлота. Широко используется на внутренних и международных магистральных авиалиниях в различных модификациях.
Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show



Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.